Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Существуют внутренние внешние причины перехода России на двухуровневую систему высшего образования. Внутренние факторы свидетельствуют, с одной стороны, о росте востребованности населением высшего образования, с другой - о низкой эффективности использования подготавливаемых в вузах специалистов, что было подробно показано ранее [3].

Внешним фактором стало вступление России в Болонский процесс. Но для Евросоюза важно не столько единство структуры подготовки студентов, сколько введение единых требований к качеству образования, прозрачности критериев качества и обеспечение эффективного контроля. В качестве целей интеграции образовательных систем рассматривается достижение такой ситуации, когда по типу диплома, по содержанию приложения к нему можно будет с максимальной ясностью судить о том, каково образование обладателя диплома.

Сравнительный анализ традиционных образовательных систем в России и в странах Евросоюза (и в США) показывает [3], что вводимая в России многоуровневая система высшего образования коренным образом отличается от сложившейся ранее. Многое придется менять, а что-то - ломать кардинально и строить заново. При этом существует потенциальная опасность потерять то ценное, что было достигнуто за предыдущую историю отечественного высшего образования. И эта опасность является вполне реальной в связи с отменой специалитета как уровня подготовки профессионалов в техническом университете [1].

Модернизация высшего профессионального образования предполагают его изменение в логике компетентностного подхода [4]. Компетенция - понятие, пришедшее в Россию (как и в Евросоюз) из англосаксонской традиции образования. Как это нередко бывает, иное «новое» в европейском образовании - это хорошо забытое «старое» у нас в отечестве [2].

Термины «компетентность», «квалификация», «профессионализм» давно и широко используются в специальной литературе, освещающей психологические и педагогические вопросы формирования профессионализма, профессиональной компетенции и профессиональной культуры. В российской психологии труда представлена система интегративных категорий профессионального становления, включающая в себя следующие компоненты: ключевая квалификация, профессионализм, профпригодность, профготовность, профмастерство, профкомпетентность, профобразованность (работы В. А. Бодрова, Е. А. Климова, Ю. П. Поваренкова, И. А. Зимней и др.). Таким образом, в отечественной высшей школе компетентностный подход не является таким уж новаторским, как для европейских партнеров.

Реформа образования вносит существенные перемены в образ жизни огромного количества людей. Она означает, что через некоторое время наше общество будет состоять из других людей: не только потому, что происходит естественная смена поколений, но принципиально других, образованных иначе, имеющих иной образ профессиональной деятельности и мира в целом. Меняя систему образования, мы меняем и характер общества. Закладывая в реформу некий идеальный образ-цель результата на ее выходе (в виде компетентностей выпускника), мы закладываем в нее определенный образ будущего общества.

Образование обеспечивает в обществе три функции: а) социализацию, т.е. перманентную передачу новым поколениям норм и ценностей общества; б) подготовку к профессиональной деятельности; в) социальную мобильность (своеобразный «социальный лифт»).

Функции социализации, выполняемым вузовским образованием, принадлежит весьма значимая роль. Для молодого человека период обучения в вузе - это период наведение «мостиков» между ним и обществом, приобретения новых знакомств, выработка навыков коммуникаций на различном уровне, установка контактов, которые будут полезны в будущем. И удельный вес этой функции образования в обществе возрастает.

Вторая функция образования - подготовка к профессиональной деятельности. Здесь в последнее десятилетие произошли существенные изменения. Если прежде знания рассматривались как абсолютная ценность, то отныне возобладало понятие «полезного знания», т.е. знания, ограниченного в принципе, сфокусированного на конкретике и нацеленного на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду. Это приводит к «перенастройке» основных параметров и всей сложившейся ранее системы университетского образования.

Третья функция образования - «социальный лифт», позволяющийся выпускникам вузов подниматься из своей социальной страты на более высокие этажи. Возможности этой функции все более ограничиваются в связи с концентрацией «элитарных» вузов в столичных городах. Переход к двухуровневой системе приведет к тому, что большинству «провинциальных» вузов позволено будет выпускать только бакалавров.

Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов. Работодатели оценивают качество образования и подготовленность выпускников по уровню их компетентности. Исследователи выделяют различные виды компетенций, укрупнено сводимые к двум группам: общие («инструментальные», межличностные и «системные) и специальные [4]. Обобщая, можно сказать, что «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности и нести за них ответственность. Понимаемый в таком плане компетентностный подход в вузовском образовании, безусловно, полезен. Настораживают возможные «подводные камни» на пути его реализации. Здесь реальными являются две следующие крайние позиции.

  1. Подмена фундаментальности знаний их утилитарным применением. Тогда выпускник вуза будет иметь не столько систему профессиональных знаний, сколько набор «компетенций» - умений и навыков. Система образования сама подводит студента к ситуации: «Зачем понимать, если можно просто уметь?». Иначе говоря, традиционная задача образования - «почему» подменяется на задачу образования - «как».
  2. Подмена профессионального обучения общекультурным и «околопрофессиональным» образованием. Будем повышать культурный уровень студентов, выявлять и оптимально развить их личные способности, навыки адаптации в социуме. Само по себе неплохо, но кому-то и работать надо - а тенденции усложнения техники, ориентации на инновационные технологии, требующие профессионализма от выпускников вузов, - никто не отменял.

«Механический» перенос европейских и американских прототипов образования на российскую почву может иметь разрушительные (но отсроченные, которые проявятся через 10-15 лет) последствия для будущего страны. Но конкретная реализация предстоящих реформаций во многом зависит от определения каждым вузом своей стратегии и своего места в системе подготовки квалифицированных кадров для города и региона.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дружилов С. А. Проблемы и тенденции подготовки профессионалов в техническом университете // Современное профессиональное образование: философский анализ теории и практики: сб. статей / Под ред. Н.В. Наливайко (гл. ред.), Е.А. Пушкарева [и др.]. - Новосибирск: ГЦРО, Ин-т философии и права СО РАН, 2008. - Том XXVIII. - Сер. трудов, прил. к журн. «Философия образования». - С. 94-102.
  2. Дружилов С. А. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сб. научных трудов. Вып 7 / Под ред. Г. В. Галевского (гл. ред.) [и др.]. - Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2008. - С. 8-16.
  3. Дружилов С. А., Мурышкин А. К. Многоуровневая система высшего профессионального образования: американские и европейские традиции // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сб. научных трудов. Вып 7 / Под ред. Г. В. Галевского (гл. ред.) [и др.]. - Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2008. - С. 47-55.
  4. Компетентностный подход: реферативный бюллетень / Сост. В. И. Байденко; Управление двухуровневой системы подготовки и качества образования РГГУ. - М., 2005. - 27 с.