Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

В настоящее время в Казахстане происходит переход к информационному типу общества, которое заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Информационные технологии оказывают возрастающее влияние на систему образования в целом. Информатизация образования выступает необходимым условием развития личности на современном этапе. Под информационным обществом понимается общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, порожденной взрывным развитием и сближением информационных и коммуникационных технологий. Это общество знания - общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней. И это глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое с одной стороны способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации [1]. В процессе формирования информационного общества постепенно стираются границы между странами и людьми.

Информатизация образования как условие развития личности направлено на подготовку компетентного специалиста, способного к информационному воздействию и взаимодействию в образовательном процессе вуза. Это связано с тем, что одним из решающих факторов экономического развития сейчас становится информационный продукт, а ключевой формой является информация. Также следует отметить, что вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, тесное международное сотрудничество требует совершенствования процесса формирования коммуникативной компетенции. Сформированная на достаточно высоком уровне информационно-коммуникативная компетенция позволит будущему педагогу-психологу как специалисту в своей области активно реализовывать себя в профессиональной деятельности, участвовать в семинарах и конференциях, работать с подлинным психолого-педагогическим дискурсом, в конечном итоге послужит основой для самореализации и саморазвития личности в целом.

Необходимо отметить, что компетентностный подход научно обоснован учеными стран Европейского Союза в начале 70-х гг. 20 века: Р. Бадером, Д. Мертенсом, Б. Оскарсоном, Дж. Равенном, В. Хутмахером и др. В российской научной литературе проблема модернизации профессионального образования на основе компетентностного подхода содержится в работах Б. Байденко, Э. Зеера, А. Хуторского, Б. Эльконина и др. В Казахстане вопросы компетентностного подхода в подготовке специалистов представлены трудами таких ученых-педагогов, как М.Х. Балтабаев, А. Мынбаева, П. Беспалова, И.Б. Васильев, К. Устемиров, Б.Т. Кенжебеков, Н.М. Стукаленко, Б.Т. Керимбаева и др. В вышеуказанных работах большое внимание обращается на формирование информационно-коммуникативной компетенции будущего специалиста, которая, по мнению авторов, необходима для успешной самореализации личности в профессиональной деятельности.

Такой подход обуславливает необходимость разработки практических рекомендаций перехода образовательной практики со знаниевого на компетентностный формат обучения, что нашло отражение в Концепции образования Республики Казахстан до 2020 года. Отмечается, что «основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире» [2]. Анализ научных трудов, осмысление практики вузовского образования позволили выявить потребность в компетентных педагогах-психологах, обладающих информационно-коммуникативной компетенцией и необходимость ее формирования на основе современных образовательных технологий с соблюдением комплекса дидактических условий, который обеспечивал бы эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов в системе университетской подготовки к будущей профессиональной деятельности.