Существующие социально-экономические условия развития общества выявили потребность в специалистах, способных постоянно совершенствовать свои знания, быстро и адекватно реагировать на изменение условий профессиональной деятельности. Поэтому одним из путей повышения уровня подготовки будущих педагогов в современных учебных заведениях является целенаправленное и всестороннее развитие их познавательной активности. Проблема стимулирования и развития познавательной активности – одна из приоритетных задач педагогической науки. В многочисленных научных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а со временем была обозначена как центральная педагогическая проблема.
В современной науке проблема развития познавательной активности рассматривается в различных аспектах. Изучением вопросов активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности студентов высшей школы занимались И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина, Л.М. Архангельский, Л.И. Божович, Н.Ф. Талызина и др. Значительный вклад в исследование принципов, методов и форм развития познавательной активности внесли Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов и др.
Развитие познавательной активности определяется как условие формирования потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Познавательная активность выступает также как качество личности будущего специалиста и является важным условием его самореализации. В настоящее время развитие познавательной активности у будущих педагогов в образовательном процессе и формирование их профессиональной компетентности, определяют основные направления реформирования современной системы высшего образования.
Эффективное развитие познавательной активности будущих педагогов может быть обеспечено посредством комплекса педагогических условий, под которым понимается взаимосвязанная совокупность мер в образовательном процессе, обеспечивающая достижение студентами педагогических специальностей готовности к творческому взаимодействию с информацией. Педагогическими условиями, обусловливающими эффективность развития познавательной активности будущих педагогов, являются следующие:
• целевая направленность образовательного процесса на формирование устойчивых, познавательных интересов и мотивов у студентов в процессе учебной деятельности;
• психолого-педагогическая диагностика познавательной активности студентов;
• выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей студентов;
• моделирование учебно-познавательной деятельности студентов;
• непрерывное взаимодействие участников образовательного процесса вуза;
• проведение масштабной систематичной работы по адаптации студентов к выбранной профессии.
Для реализации большинства из перечисленных педагогических условий развития познавательной активности студентов педагогических специальностей на протяжении всего периода обучения является актуальным применение определенных приемов и методов активизации обучения, в соответствии с требуемым уровнем подготовки.
Опыт использования различных приемов и методов активного обучения в системе профессионального образования показывает, что с их помощью можно достаточно эффективно решать целый комплекс задач, труднодостижимых в традиционном обучении, а поэтапное развитие познавательной активности является одной из таких задач.
В педагогической науке методы активного обучения можно охарактеризовать как совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию образовательного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. В целом можно определить, что развитие познавательной активности у будущих педагогов происходит в течение всего процесса обучения в учебном заведении.
Таким образом, системная реализация вышеназванных педагогических условий в образовательном процессе будет способствовать эффективному развитию познавательной активности у будущих педагогов.