Проходимость транспортных средств определяется как конструкцией самой машины, так и характеристиками опорного основания. Необходимыми факторами достаточными для оценки проходимости и подвижности по снегу являются его высота, жесткость, связность, угол внутреннего трения и плотность через которую могут быть выражены остальные параметры. При этом плотность зависит от влажности.
Как показали исследования, то о нарастании влажности в снеге происходит при среднесуточной положительной температуре. На основании [1] можно предложить зависимость изменения влажности снега в зависимости от плотности: ρ(w) = Kww + ρ(0), w(ρ) = (ρ – ρ(0)) Kw–1, Kw = , где ρ(w) – зависимость плотности от влажности (10–2 г/см3), w(ρ) – зависимость влажность от плотности, ρ(0) – плотность снега на момент на момент начала таяния, при нулевой влажности (10–2 г/см3), Kw – коэффициент учета влажности (10–2 г/см3), kρi – коэффициенты учета влияния плотности на момент начала таяния, kρ1 = –0,022, kρ0 = (e – 1) (10–2 г/см3), w – влажность. Анализ этих зависимостей показывает, что при самом интенсивном таянии составляет порядка 13%. Дальнейшее увеличение влажности имеет место, но это происходит в последнюю декаду, к концу которой снег полностью тает и поэтому эти данные в статистику не входят. Эти выводы подтверждаются опытом эксплуатации и констатирующими, что 1-2 последних недели лежания снега являются полностью не проходимыми для большинства транспортных средств. Также, как показывает практика работы на грунтовых дорогах, в этот период не целесообразно использование техники, так дороги «разбиваются» (это связано с высокой влажностью грунтового основания).
Исследование проведено при поддержке «грантов Президента РФ» № 14.124.13.1869-МК.