Распространенность панкреатита у беременных колеблется от 1:1000 до 1:12000, увеличиваясь со сроком гестации и числом родов в анамнезе. Развитие данной патологии при беременности осложняется в 58% наблюдений преждевременными родами, что непосредственно отражается на показателях перинатальной заболеваемости и смертности.
Цель: Провести анализ особенностей клинического течения острого панкреатита при беременности.
Материал и методы: Под нашим наблюдением находились 43 беременных с диагнозом: острый панкреатит (основная группа). Группу сравнения (n = 35) составили небеременные женщины с панкреатитом. Всем женщинам проводился комплекс лабораторных и инструментальных исследований, в том числе УЗИ органов брюшной полости.
Результаты исследования: Возраст больных варьировал от 22 до 35 лет. Срок гестации при поступлении беременных в стационар находился в пределах от 4 до 37 недель. Во второй половине беременности диагноз панкреатита устанавливался в 7-10 раз чаще, по сравнению с первым триместром беременности: при сроках гестации 22-31 неделя заболевание диагностировано у 32,1% больных; а в интервале 32-37 недель – у 44,1% беременных.
Детальное изучение анамнеза беременных не позволило выявить возможные причины развития заболевания почти у половины обследуемых. В связи с этим, у 48,9% больных основной группы случаи заболевания панкреатитом классифицировали как идиопатические. В большинстве наблюдений (37,2%) беременные связывали появление симптомов заболевания с погрешностью питания. У 5 женщин основной группы (11,6%) острый панкреатит развился на фоне ОРВИ. И только у 3 беременных установлена связь заболевания с приемом алкоголя (2,3%). Совершенно иная структура причин острого панкреатита прослежена в группе сравнения. Нарушения диеты отмечали более половины больных (51,4%), в 13 раз чаще по сравнению с группой беременных констатировано злоупотребление алкоголем (31,4%), у 3 женщин (8,6%) причиной развития панкреатита послужило отравление лекарственными веществами.
При сочетании беременности и панкреатита длительность заболевания до госпитализации в стационар чаще всего превышала 12 часов. В основной группе 60,5% беременных обратились за медицинской помощью спустя 13-24 часа от начала заболевания. Необходимо отметить, что 35 женщин основной группы (81,4%) после обращения к врачу женской консультации или вызова «Скорой помощи» были госпитализированы в акушерско-гинекологические или инфекционные отделения больниц с направительными диагнозами: «Угроза прерывания беременности»; «Токсикоз I половины беременности»; «Преэклампсия»; «Кишечная токсикоинфекция».
При поступлении в стационар во всех случаях больные с острым панкреатитом предъявляли жалобы тошноту и рвоту. Боль в эпигастральной области, а также типичную иррадиацию боли всегда отмечали лишь пациентки группы сравнения. При сочетании панкреатита и беременности в каждом четвертом случае (25,6%) болевой синдром был либо невыраженный, без четкой локализации, либо отсутствовал вовсе. На «опоясывающий» характер боли указывали только 9,3% беременных. Вздутие живота в основной группе выявлялось в 3,5 раза реже в сравнении с небеременными женщинами, при этом данный симптом был характерен лишь для I половины гестации. Диарея прослежена у половины беременных с острым панкреатитом (48,9%) и у 26 больных группы сравнения (74,3%).
Заключение: Таким образом, анализ особенностей течения острого панкреатита в сочетании с беременностью и при отсутствии ее свидетельствует о схожести симптомов заболевания в группах. Однако, сам факт беременности, вариабельность симптоматики, идентичность ее другим острым хирургическим нозологиям и акушерской патологии, довольно высокий процент безболевых форм панкреатита (25,6%), несвоевременность обращения беременных за медицинской помощью и зачастую непрофильная госпитализация создают определенные сложности в постановке правильного диагноза, удлиняя время начала патогенетической терапии.