Духовное богатство человека, его интеллектуальная и физическая красота основываются на здоровом и гармонично развитом организме человека. Для многогранного художественно-эстетического развития личности необходимо использовать все средства эстетического воспитания и, прежде всего искусство и художественно-творческую деятельность. Для этого нужна специальная программа эстетического воспитания детей, основанная на использовании хореографии в системе дошкольного образования. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие не только музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры, основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления об актерском мастерстве и укрепляет здоровье.
Эстетическое воспитание – понятие широкое, включающее комплекс задач (развитие эстетического восприятия, представления; развитие эстетического суждения; формирование эстетической оценки, эстетического отношения; формирование понятий («красивое», «прекрасное» и т.п.) и отношений к ним и т.д. ), формирование художественно-эстетического вкуса. Под эстетическим воспитанием, в процессе занятий хореографией, понимается наиболее специфическое для хореографической деятельности развитие эстетического восприятия и представления в передаче движений, умение оценить музыкальный материал и передать художественный образ в танце с помощью мимики, пантомимики; умение грамотно, точно и аккуратно исполнять хореографические комбинации; умение импровизировать на знакомую или вновь слышанную музыку, желание сочинять танцевальные композиции и подбирать художественно-сценическое оформление к ним (костюм для исполнения, реквизит, световые эффекты и т.д.), этическое отношение к партнерам в танце и к зрителю.
Мы проводим исследование по теме «Воспитание эстетической культуры на занятиях хореографии в системе дошкольного образования» на экспериментальной базе частного детского сада «Little people» г. Кокшетау. В исследовании дано обоснование необходимости введения хореографии в программу дошкольного общеобразовательного учреждения как предмета образовательной области «Искусство». Сформулированы теоретические положения, изменяющие традиционное для образования представление о педагогических возможностях хореографии: искусство хореографии – важный элемент мировой культуры; искусство танца доступно для изучения любому ребенку независимо от его природных дарований и возраста; в хореографии заложен огромный воспитательный и обучающий потенциал, практически не использующийся в дошкольном общеобразовательном учреждении.
В ходе исследования разработана комплексная программа и основанная на ней система занятий по хореографии, направленная на эстетическое воспитание детей в учреждениях дошкольного образования. Разработанная программа предмета «Хореография» для дошкольного общеобразовательного учреждения с 2 до 8 лет определяет оптимальное содержание учебного материала на каждой ступени обучения. Исследование показало, что эффективность эстетического воспитания детей в процессе занятий хореографией может быть существенно повышена, если будет использована специально разработанная система методических средств, приемов и условий. В процессе исследования выявлены предпосылки эстетического воспитания детей в условиях учреждений дошкольного образования средствами хореографии, раскрыты особенности реализации комплексной программы эстетического воспитания детей в условиях учреждений дошкольного образования. В условиях эксперимента проверялась эффективность комплексной программы: ее содержание, формы и методы эстетического воспитания в процессе занятий хореографией в системе дошкольного образования.
Апробация программы показала, что занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, которые недостаточно развиваются на других уроках: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.
Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.