Методика преподавания иностранного языка должна основываться на разумном сочетании теории и практики, широком использовании звучащей речи на уроках, тщательном отборе языкового материала, в том числе, образцов речи, и создании научно обоснованной системы упражнений для овладения устной и письменной речью на иностранном языке. В процессе обучения языку, учащиеся должны научиться свободно пользоваться всеми видами речевой деятельности – говорением, аудированием, чтением и письмом. Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность обучения. Одна из основных задач, стоящих перед педагогом, – найти те возможности, которые помогут заинтересовать учеников и удерживать этот интерес при обучении. Это будет возможно, если учитывать психологические процессы, которые происходят во время изучения иностранного языка.
Рассматривая структуру познавательных процессов, предложенную Столяренко Л.Д. [1], с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ, можно найти ответ на вопрос от чего же зависит наличие или отсутствие интереса к обучению иностранных языков. Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление, память составляют познавательные процессы. Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. Именно эта особенность внимания важна при изучении иностранного языка. Главная задача педагога в данном случае будет состоять в правильном отборе материала, которым необходимо овладеть учащимся.
Немаловажным психологическим процессом при обучении иностранному языку является память, причем в этом процессе задействованы все виды и уровни памяти. Особую роль можно отнести двигательной памяти, так как она является генетически первичной [1]. Только яркие ощущения будут способствовать привлечь внимание высших отделов мозга, что поможет сохранить полученную информацию на более долгий период времени. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Мышление тесно связано с языком. Выделяя группы предметов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и дает возможность затем как бы «подвести» под них общие правила. Обобщение - первый важнейший признак мышления. Поэтому оно способно перерабатывать колоссальные объемы информации, аккумулировать опыт многих поколений. Второй признак мышления – его опосредованный характер. Новое знание не дается в готовой форме, мышление извлекает как бы «из себя», оперируя с имеющейся в его распоряжении информацией. Возникновение познавательного интереса связано с активизацией всех данных процессов.
Поскольку традиционное обучение во многом не отвечает современным требованиям, существует объективная необходимость применения новых методов обучения, которые будут способствовать развитию творческих, знающих свое дело специалистов, способных самостоятельно решать сложные профессионально-производственные и научные проблемы.
Обучение иностранному языку берет свое начало в слушании [2], вот почему аналитическое, а не механическое восприятие текста является первоосновой для овладения умением создавать свой текст, для производства собственной речи. Поэтому на любом этапе обучения языку большое значение имеет правильный подход к пониманию и осмыслению текста. Также огромное значение имеет знание психологических особенностей формирования познавательных процессов для нахождения именно тех методов, способов и приемов, которые будут помогать в этом.