Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Всё, что человечество добывает, производит
и потребляет в конечном итоге становится
отходом производства и потребления.

Предисловие: Главным памятником природного наследия для курорта Сочи является Чёрное море. Так, сохраним чистоту вод нашего моря – обеспечим рекреационное развитие территории города. В противном случае, город, в том числе и социально-экономическая инфраструктура олимпийского Сочи, не получат ожидаемого развития.

Чёрное море, это внутреннее море бассейна Атлантического океана. Характерной особенностью Чёрного моря является полное (за исключением анаэробных бактерий) отсутствие жизни на глубинах более 150-200 м, из-за насыщенности глубинных слоёв воды сероводородом. Чёрное море – важный район транспортных перевозок. Все это говорит об уникальности Чёрного моря. Однако прибрежное строительство многоэтажных домов приводит к увеличению плотности населения города, и как следствие увеличивается рекреационная нагрузка на прибрежную водную акваторию моря.

В настоящем сообщении даётся краткая характеристика антропогенного воздействия на море, вместе с тем предлагаются рекомендации по устранению и недопущению их.

Из всего животного мира, только человек создаёт отходы, негативно воздействующие на окружающую среду, все остальные животные живут в гармонии с природой. Но, мы относимся к уникальному виду животного мира – «Человека разумного» (Homo sapiens), а посему, нам природой дано учиться жить с природой в согласии, иначе природа нещадно исправит свою ошибку, уничтожит животный мир.

Экологический обзор и частные рекомендации: Рассмотрим антропогенное воздействие по экосферам, на литосферу, атмосферу и гидросферу, в Больших Сочи. Курорт Сочи занимает самый южный отрезок Черноморского побережья России протяжённостью около 150 км и включает четыре района: Большого Сочи – центральный район и курортные районы: Адлерский, Хостинский, Лазаревский.

1. Литосфера – твердая оболочка. Под морями литосфера неоднократно подвергалась частичному плавлению, в ходе формирования океанической коры. Она лишена гранитного слоя, а толщина ее значительно меньше, чем континентальной части земной коры.)

1.1. Активное строительство зданий и сооружений в прибрежной полосе Чёрного моря может привести к весовой перегрузке территории и соответственно к прогибанию подлежащего пласта литосферы. Учитывая, что вдоль береговой линии, по морю – 12-20 км, проходит разлом Земной коры, который местами выходит на сушу, например, по реке Мамайкам. Исходя из этого рекомендуем:

а) ограничить строительство в прибрежной зоне Чёрного моря,

б) развивать строительство микрорайонов в предгорной зоне,

в) провести обследование территорий ранее признанных опасными для строительства,

г) застроенные участки проанализировать на предмет их пригодности для эксплуатации.

1.2. Жилые дома, коммунально-бытовые предприятия и курортная индустрия являются источниками жидких и твёрдых отходов. Часть жидких отходов проходят через очистные сооружения и сбрасываются по глубоководным выпускам в море, другая часть проходит через локальные очистные сооружения. Эти условно очищенные стоки сбрасываются в грунт или на рельеф, а третья часть бытовых отходов утилизируется без очистки. В любом случае, учитывая наши грунты и рельеф, в конечном итоге все эти стоки попадают в прибрежную акваторию моря, туда же попадают поверхностные не очищенные, стоки.

Рекомендуется:

а) Жидкие бытовые отходы, после очистки, на локальных очистных сооружениых (ЛОС), направлять в отстойные пруды на доочистку;

б) Кроме того в отстойные пруды необходимо направлять все поверхностные стоки с загрязнённых территорий;

в) А также с сельскохозяйственных угодий, где применяются удобрения и ядохимикаты;

г) Для этих целей необходимо строительство сети отстойных прудов, особенно там где нет очистных сооружений [3].

1.3. Твёрдые бытовые отходы на местах образования собираются в контейнеры затем погружаются в спецавтомашины и вывозятся на сортировочный пункт. Сначала смешиваем, затем сортируем. После сортировки полученные фракции бытовых отходов вывозятся на вторсырьё и утилизацию, в том числе на полигон ТБО за пределы города (Кубань), что не выгодно как экономически так и экологически. Экономически – перевозки на большие растояния (сотни километров) требуют больших денежных расходов. Например ТБО из Лазаревского района вывозится на сортировку в центральный район (60-70 км),а после сортировки через тот же район вывозить на утилизацию.Учитывая что протяжённость города 150 км получаются необоснованные пробеги автомашин. Экологически – большие пробеги автотранспорта кратно увеличивает загрязнение атмосферы. Кроме того, что немало важно, часть ТБО не доходит до сортировки и полигона. Причины самые разные, но факт загрязнения вдоль дорог, в так называемых «укромных» местах недобросовестными работниками коммунального хозяйства и собственниками имеет место. Для устранения этого фактора загрязнения, в городе необходимо построить (как минимум 4) высоконагружаемых гигиенических полигона [2]. Такие полигоны разработаны Академией коммунального хозяйства (АКХ) им. К.Д. Памфилова, и эксплуатируются в других регионах России.

Рекомендуется:

а) Построить вышеуказанные полигоны ТБО, примерно один на тысячи жителей города, т.е. в каждом административном районе.

б) Сортировку ТБО максимально осущесвлять на местах сбора (работник ЖКХ принимает у каждого жителя и тут же сортирует в назначенные баки), что будет повышать у населения культуру обращения с отходами (будут выносить уже сортированное ТБО).

в) Вторсырё оплачивать на месте сбора ТБО по утверждённым расценкам. Например пластиковые бутылки, отработанные батарейки, металлолом и др.

г) Выделять земельные участки под организацию приёмо-сортировочных пунктов.

2. Атмосфера.

2.1. Основными источниками загрязнения атмосферы, в г. Сочи, являются автотранспорт и предприятия, вырабатывающие тепло, электроэнергию и энергоустановки, работающие на твёрдом, жидком топливе и газообразном топливе.

Рекомендуется:

а) Максимально использовать газообразное топливо.

б) Перевод автотранспорта на электроэнергию не улучшит экологию, т.к. для выработки такого количества электричества на электростанциях будет сжигаться большее количество того же углеводородного топлива. А ещё добавится аккумуляторное хозяйство, которое будет загрязнять атмосферу, более токсичными ингредиентами.

в) Строительство сети автодорог, авторазвязки, подземные и наземные переходы и другая дорожная инфраструктура обеспечили увеличение средней скорости движения, автотранспорта по городу, что соответственно снизит уровень загрязнения атмосферы. Однако допущены ошибки при проектировании внутригородских дорог. Считаю, что полноценные развязки не должны содержать дополнительные средства регулирования движения, светофоры. Как только включается светофор, развязка превращается в обычный регулируемый перекрёсток. Снижается пропускная способность с соответствующими последствиями. Не использовали радиальные связи между Курортным проспектом и Магистралью, объездной дорогой, чтобы сократить движение в водоохраной зоне Чёрного моря. Не решили вопрос пересечения ул. Конституции и ул. Московская, где предусмотрен проход 1-й под 2-й. Недостаточно сделано съездов заездов на автострады с населённых пунктов (Макаренко, Соболевка и др.). По этим разделам нами вносились предложения до проектирования.

3. Гидросфера.

В настоящем рассматривается прибрежная водная акватория Чёрного моря вдоль границы города Большие Сочи, от границы с Абхазией, Адлерский район, до границы с Туапсе, Лазаревский район. Эта береговая полоса, протяжённостью около 150 км, является единственной «жемчужиной» для развития курортной индустрии России в субтропиках. Чистоте воды в прибрежной водной акватории необходимо уделять особое внимание.

3.1. Источниками загрязнения морской воды являются:

а) все перечисленные виды загрязнения Литосферы и Атмосферы.

б) источником прямого загрязнения моря является морской транспорт.

в) отторжение берегового и акваториального пространства для хозяйственных целей.

г) нарушение экологии воспроизводства морских организмов, и бризовые ветра.

Все виды экзогенного воздействия на окружающую природную среду действуют, если можно так сказать, со дня рождения планеты Земля, и методом проб и ошибок создало современную нашу планету, которую мы не очень бережём.

Техногенное воздействие на окружающую природную среду (деятельность человека ) подошла к опасной черте, когда природа не в состоянии к самовостановлению. Это значит, что окружающая природная среда нуждается в нашей помощи. Особенно в такой помощи нуждается Чёрное море. Рассматривая источники загрязнения моря, следует:

• Учитывая рельеф, практически вся территория Большего Сочи с прилегающим предгорьем относится ко второй санитарно-защитной курортной зоне. Это значит, что все виды загрязнения литосферы смываются в Чёрное море. Ингредиенты атмосферного загрязнения, также оседает на поверхность морской акватории.

• Прямым загрязнением моря является морской транспорт, это:

– хозяйственная деятельность экипажа и пассажиров судов;

– загрязнение от перевозимых по морю грузов (нефтепродукты и др.);

– маломерные суда базирующиеся в прибрежной (пляжной) полосе;

– бризовые ветра работающие, море-суша-море (в штили) накапливают загрязнения в атмосфере и ежесуточно выносят загрязнённый атмосферный воздух на водную акваторию моря, где на воду оседают загрязняющие вещества (пыль, сажа, оксиды азота и углерода и другие ингредиенты,которые тяжелее воздуха);

– повсеместно идёт процесс отчуждения под хозяйственную и иную деятельность территории водоохраной зоны: 500 м в сторону суши и 100 м в сторону воды, в нарушение всех санитарных норм и правил;

– все виды загрязнения прибрежной экосистемы Чёрного моря приводят к нарушению воспроизводства морского биоценоза, что может привести к необратимым процессам экосистемы моря – деградации самоочищения.

Чёрное море одно из самых известных внутренних морей мира. Оно практически оторвано от мирового океана. Это единственное море, где при глубинах до 2212 м, только верхний слой толщиной от 200 м у берегов, до 100 м к центру, пригоден для жизни морского биоценоза. Ниже морская вода содержит огромное количество токсичного газа сероводорода.

Нарушение экосистемы моря может привести к выходу этого газа в атмосферу и гибели моря и всего побережья. Экосистема Чёрного моря очень хрупкая, где баланс живой и неживой части моря сохраняется благодаря растительному и животному миру, незначительное нарушение которого может привести к непоправимым последствиям.

Сероводородная среда образуется из постоянно погибающего и оседающего на дно биоценоза – перерабатываемого анаэробными бактериями. Море давно заполнилось бы сероводородом и загорелось, не появись на дне бактерии разлагающие сероводород. Попадающие в море отходы, особенно пластик содержащие, тоже оседают на дно угрожают жизни бактерий-спасителей, а следовательно, и всей экосистеме моря.

Чёрное море накапливает антропогенное загрязнение по причине:

• конструкция строения котлована моря;

• отсутствие полноценной связи с мировым океаном;

• практическое отсутствие приливно-отливных колебаний воды;

• слабый обмен глубинных вод, с поверхностными (апвеллинг);

• отсутствие долгосрочной ветровой деятельности в акватории моря, др.

Такая накопительная способность моря чревата серьёзными последствиями нарушения экосистемы. Для спасения Чёрного моря приняты международные соглашения:

• Бухарестская конвенция (1992 г.) по спасению Чёрного моря, с участием всех причерноморских государств.

• Софийская конвенция (1994 г.) по защите и устойчивому развитию р. Дунай, с участием европейских стран пользователей реки.

31 октября 1996 г. в «День Чёрного моря» в Стамбуле подписан стратегический план действий причерноморских государств по спасению Чёрного моря.

Несмотря на все эти и другие документы экология моря продолжает ухудшаться. Странами Евросоюза, по рекам и причерноморскими странами напрямую, продолжается сброс части не очищенных фекальных сточных вод и практически всех поверхностных сточных вод в поверхностные водотоки и водоёмы, т.е. в Чёрное море.

Из множества видов техногенного воздействия, наибольший ущерб морю наносят соединения азота и фосфора поступающие по водотокам [3]. Перенасыщение этими веществами вызывает эвтрофикацию которая меняет структуру экосистемы Чёрного моря.

Эвтрофикация приводит к неконтролируемому размножению фитопланктона, которое ведёт к цветению поверхности воды. Такое затенение приводит к гибели более крупных растений, тем самым нарушается пищевая цепочка.

Эта проблема настолько глобальна, что помимо принимаемых мер по снижению техногенного воздействия возникла необходимость очистки вод самого Чёрного моря. Техническая очистка таких масс воды будет не эффективна, поэтому правильно будет помочь морю в самоочищении. Эту функцию выполняет биоценоз моря. Наиболее эффективно эту функцию выполнят двухстворчатые моллюски. Мидии, устрицы способны закрепляться на прибрежной, донной и другой твёрдой поверхности и своими поселениями становятся стационарными биофильтрами. Мидия практически живёт повсеместно, поэтому широко используется в экологической инженерии, как аква-культура.

Технологически привлекательность мидии для аква-культуры в экотехнологии определяется их способностью самостоятельно обеспечивать себя пищей «не сходя с места». Практически любые органические частицы становятся пищей для мидий, хотя основным кормом является фитопланктон. Мидии закрепляются на твёрдых поверхностях, устойчивы к волновым и морским течениям. Они являются высокопроизводительными фильтрами –1 шт. 2-5 л/ч, со степенью очистки 90-98% [3]. Большие поселения мидии очищают огромные объёмы воды, трансформируя органическое вещество – загрязнение, в малотоксичные связанные формы; контролируют численность фитопланктона, тем самым препятствуя эвтрофикации.

Воспроизводство морского биоценоза будет самым эффективным вкладом, в оказании помощи Чёрному морю. Как было сказано, предлагаемая для био очистки, аквакультура, мидия может жить на твёрдой поверхности. На Кавказском побережье Чёрного моря, особенно в зонах водопотребления (пляжи), такие поверхности практически отсутствуют. Причина в том, что Кавказские горы сложены из пород небольшой прочности, а продукты разрушения уносятся в море множеством водотоков. В составе аллювия горных рек преобладают ил, песок, галька которые распределяются в прибрежной зоне:

• ил уносится на большие глубины;

• галька остаётся вблизи берега и включается в состав береговых наносов;

• песок непрерывно падает в прибрежье, на дно, и кочует на глубинах от 2-3 до 20-30 м.

Моллюски, попадающие под такой песчаный дождь, часто оказываются заживо погребёнными. Но стоит помешать такому процессу, как поселение моллюсков, восстанавливается. Например, завозить и сбрасывать в море обломки камня, бетона и другого твёрдого материала безвредного для моря. Но такие меры:

• уничтожают существующий донный биоценоз;

• сокращают кормовую базу;

• незначительно увеличивает площадь обитания мидии;

• не эффективны в прибрежной зоне, где интенсивно оседает песок.

Для решения этой проблемы был разработан элемент мидийных рифов и назван шестироидом (патент № 2005132318/22). Шестироид представляет собой шестигранник, грани которого вытянуты в усечённые конусы. Шестироид опирается на три точки не нанося ущерба существующему биоценозу на дне. Его можно изготавливать полым, что увеличивает площадь поверхности пригодной для поселения малюска мидии в 12 раз по отношению к занимаемой и монолитным, соответственно в 6 раз [4]. Из шестироидных элементов можно построить:

• мидийные рифы и другие биоочистные сооружения;

• искусственные острова для отдыха в прибрежной акватории моря;

• лагунообразующие сооружения для стоянки маломерных плавсредств;

• гидротехнические сооружения для устройства пляжей;

• сооружения для защиты береговой линии от волнового разрушения;

• другие гидротехнические сооружения.

Все эти сооружения кроме своего прямого назначения являются «генераторами» чистой морской воды. Их эксплуатация не окажет экологически отрицательного воздействия на морскую экосистему.

Выводы: Считаю, целесообразным в резюме научно-практической конференции, констатировать факт проведения «Зимних олимпийских игр» на высшем, международном уровне, по качеству созданной олимпийской инфраструктуры. Сочи получил задел в развитии курортной и туристической индустрии. Конечно всё, что было сделано в столь короткие сроки не могло быть экологически обоснованным. Поэтому сейчас надо не исправлять допущенные, а в некоторых случаях и необходимые, экологические нарушения, а предлагать мероприятия восполняющие нанесённый ущерб окружающей природной среде. Направить властным структурам города предложения конференции по улучшению экологии после олимпийского Сочи. Предлагается рассмотреть предложения:

• аналогичные конференции проводить ежегодно;

• провести анализ построенной автодорожной сети и дать оценку её эффективности, многие развязки, следовательно, и эстакады, работают неполноценно;

• строительство высоконагружаемых, гигиеничных полигонов ТБО;

• строительства отстойных прудов поверхностных сточных вод;

• строительство биоочистных мидийных рифов прибрежных морских вод.