Рабочая учебная программа подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция («Бакалавр»), утвержденного и введенным в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 года № 464, на основе законодательства Российской Федерации, действующего в области оперативно-розыскной деятельности, с учетом практики его применения и достижений правовой науки.
Цели и задачи освоения дисциплины дать будущим юристам представление об осуществлении оперативно-розыскной деятельности и тактике производства оперативно-розыскных мероприятий, что будет способствовать:
а) формированию у бакалавров: – научного мировоззрения; – способности оценивать события и явления общественной жизни с позиций права и закона; – добросовестного отношения к выполнению служебного долга;
б) воспитанию бакалавров в духе:
– точного и неукоснительного соблюдения и применения норм Конституции Российской Федерации и российских законов;
– уважения к правам и свободам человека и гражданина и их соблюдения;
– высокой правовой и нравственной культуры;
– непримиримости к лицам, совершившим или совершающим преступления.
Изучение дисциплины поможет бакалаврам решать профессиональные задачи по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений, послужит в качестве методологической и методической основы для правильной ориентации в сложной структуре российских институтов, занятых в сфере правоохранительной деятельности.
Учебный материал, изложенный в рабочей учебной программе, содержит сведения об основных общих правилах оперативно-розыскной деятельности, посвящен проблемам оперативно-розыскного процесса и административной оперативно-проверочной работы, открытым элементам организации и тактики оперативно-розыскной деятельности.
Профессиональная ориентация дисциплины предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу бакалавров по изучению рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также специальной открытой литературы.
Данная дисциплина (код дисциплины по учебному плану Б3.В.ОД.11) относится к числу обязательных дисциплин вариативной части, включенной в дисциплины профессионального цикла и взаимосвязана логически и содержательно-методически с такими дисциплинами, как криминалистика, судебно-экспертная деятельность, психология следственной и оперативно-розыскной деятельности, криминологией, уголовным процессом, уголовным правом, уголовно-исполнительным правом и др. В соответствии с учебным планом на ее изучение отводится 72 часа. Занятия проводятся на четвертом году обучения в 7 семестре.
В результате освоения содержания дисциплины у выпускника формируются следующие:
– общекультурные компетенции (ОК):
стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
– профессиональные компетенции (ПК):
в правоохранительной деятельности:
– способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
– способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11).
В результате изучения дисциплины бакалавры должны знать:
– понятие оперативно-розыскной деятельности; содержание науки об оперативно-розыскной деятельности (оперативно-розыскной теории), роль правового регулирования оперативно-розыскной деятельности для законной и эффективной работы правоохранительных органов и спецслужб России;
– понятие, значение и краткую историю развития российского оперативно-розыскного законодательства, действующие законы в области оперативно-розыскной деятельности, их структуру и сферу применения;
– понятие, пределы и уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности; соотношение оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, контрразведывательной и уголовно-розыскной деятельности.
В отличие от имеющейся литературы, учебно-методическое пособие позволит бакалавру осуществить подготовку и освоение дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность», как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, проверив полученные знания по тестовой системе, поможет бакалаврам в подготовке к практическим занятиям, к зачету, в написании и защите дипломных работ, послужит в качестве методологической и методической основы для правильной ориентации в сложной структуре российских институтов, занятых в сфере правоохранительной деятельности.
Апробация авторского курса «Оперативно-розыскная деятельность» в течении 10 лет в Кубанском государственном университете, использование практического материала, видеофильмов и видео-техники в проведении занятий позволяет сделать вывод, что научный и методический уровень материала соответствует современным образовательным технологиям.
Актуальность дисциплины обуславливает необходимость знания основ оперативно-розыскной деятельности не только студентами ведомственных вузов (МВД, ФСБ и др.), но и гражданских высших учебных заведений, в рамках ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». Профессиональная ориентация дисциплины предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу бакалавров по изучению рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также специальной литературы.