Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FORMING IS SOCIAL VALUABLE NECESSITIES FOR RURAL SCHOOLBOYS IN THE PROCESS OF TOURIST-REGIONAL ACTIVITY

Yessirkepov Z.M. 1 Makhanova N.B. 1 Kuzhamberdieva S.Zh. 1 Abzhalelov B.B. 1
1 Kyzyzlorda state university
2062 KB
It is in-process rotined that at student schools among necessities the not last place is occupied by school tourism and study of a particular region. School tourism is the mean of active rest, instrumental in harmonic development of personality, increase of standard of culture, development of social thought, national ideas, looks of rural schoolboys.
tourism
study of a particular region

В процессе формирования у учащихся социально ценных потребностей особое место принадлежит школьному туризму и краеведению, в которых синтезируются различные виды деятельности (трудовая, творческая, поисковой, исследовательская, общественно-полезная и др.), осуществляется связь школы, процесса обучения и воспитания с жизнью. Туристско-краеведческая деятельность с помощью своих воспитательных средств прививает любовь к социальным знаниям, способствует приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы. Школьный туризм способствует формированию у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни, разносторонних духовных интересов привлечению учащихся к хозяйственной и духовной жизни старших поколений, преемственности в передаче социального опыта помогает прививать подрастающему поколению чувство любви к родному краю, к Отечеству [1–3].

Ценность воспитательного потенциала школьного туризма заключается в том, что он является комплексным видом воспитания, ибо неотъемлемо связан с краеведческой, экспедиционной работой, физической культурой и спортом, художественным и техническим творчеством, народными традициями и обычаями [4].

Систему взаимосвязанных форм организации туристской, краеведческой, экскурсионной работы со школьниками составляют [5]:

  • уроки с использованием краеведческого материала по отдельным учебным предметам;
  • факультативные занятия и кружки; походы, многодневные путешествия и экспедиции (пешие, лыжные, велосипедные, комбинированные);
  • туристско-краеведческие вечера, викторины, конкурсы, слёты, выставки экспонатов; школьные музеи.

Содержание туристско-краеведческой деятельности учащихся заключается в формировании общественной направленности личности, её социальной активности, следствием которой должно стать осознанное отношение подрастающего поколения к социальному миру, к своим основным функциям (учебным, трудовым, общественным, творческим и др.).

В школьном туризме интегрируются познавательная, поисковая, творческая формы деятельности учащихся с народными, трудовыми, историческими, культурными традициями, особенностями природы, Это оказывает большое влияние на комплексное развитие личности, на укрепление её связи с окружающей средой.

Туристско-краеведческая деятельность в основном осуществляется во внеучебное время – в выходные, праздничные, каникулярные дни.

Проводя опытную работу по развитию и совершенствованию школьного туризма мы своё внимание обращали на решение следующих задач:

  • развитие интересов и потребностей учащихся в познавательной и творческо-поисковой деятельности;
  • максимальные насыщение свободного времени школьников социально значимыми видами деятельности;
  • укрепление здоровья школьников, формирование здорового образа жизни;
  • развитие межличностных отношений, контактов, связей между учащимися, укрепление дружбы, взаимной помощи между ними;
  • поиск и сбор различных историко-культурных, экономических, других экспонатов, пословиц, поговорок, народных песен и танцев для школьных и районных музеев.

Во всех опытных школах стабильно функционировали либо факультативы, либо кружки (клубы) туристско-краеведческой направленности [6]. В них учащиеся осваивали теоретические знания по туризму, вырабатывали тактику и технику того или иного его вида (пешего, лыжного, велосипедного, комбинированного), овладевали поисково-исследовательской деятельностью по различным направлениям и методами организаторской работы, ознакамливались с передовым опытом других школ республики.

Опытная работа строилась с учетом различных педагогических принципов и положений. Наиболее важные из них:

  • принцип непрерывного воспитательного воздействия на учащихся, который реализовался за счёт их систематического участия в различных экскурсиях и походах путешествиях, экспедициях (иногда совместно с сотрудниками музейных учреждений района),
  • принцип целостности, полноты и доступности различных социальных и историко-культурных объектов, предметно-документальных материалов, природного окружения для усвоения, с которыми соприкасаются учащиеся в ходе туристических походов и экскурсий, путешествий по родному краю;
  • принцип сочетаемости личной заинтересованности и общественной направленности туристско-краеведческой деятельности.;
  • принцип разносторонности школьного туризма, который представляет своеобразный канал, связывающий обучение и воспитание учащихся со многими процессами и явлениями, протекающими в сельской социальной среде;
  • принцип соблюдения высокой культуры общения и поведения;
  • принцип социальной активности;
  • принцип соответствия туристской деятельности индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.

Осуществление (реализация, соблюдение) в школьном туризме этих принципов помогает успешно провести туристско-краеведческую работу и соответственно успешно формировать социально ценные потребности сельских школьников, способствует выработке у них высоконравственных свойств и качеств.

В ходе опытно-экспериментальной работы в основном мы в УВК и школах создавали туристско-краеведческие кружки и секции, руководителями которых были учителя географии и истории. Кружки посещали в основном учащиеся ҮІІІ-ХІ классов. А учащиеся начальных и средних классов туристско-краеведческую работу вели по своим группам (классам), не объединяясь в специальные кружки.

В туристских походах, путешествиях, экскурсиях соблюдение гуманно-нравственных норм (коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка и др.) способствует формированию атмосферы нравственно-психологической близости, совершенствует и корректирует коммуникативные черты характера, эмоциональные, эстетические отношения школьников.

Велико значение экскурсии на природу для младших и средних школьников: экскурсии являются не только средством познания и укрепления здоровья, но и сферой воспитания у учащихся эстетических чувств, этических норм поведения, потребности в природоохранительной работе.

Совершая туристские походы, путешествия и экскурсии мы перед школьниками ставили следующие задачи: бережно относиться к природе; соблюдать нормы гуманности ко всем объектам (историческим, природным памятникам); выполнять работы социально ценной направленности по соответствующим поручениям и заданиям: активно войти в творческие и деловые отношения и контакты с различными субъектами, встречающимися в ходе экскурсий, проявлять при этом высокую культуру общения и общительности; максимально приобретать от субъектов, с которыми учащиеся вступают в разнообразные отношения социально ценный (полезный) опыт.

Основным содержанием познавательной деятельности в туризме и краеведении является комплексное изучение родного края, активное участие в его преобразовании, что в конечном итоге оказывает существенное влияние не весь ход социализации сельских школьников, формирования у них социально ценных потребностей. В ходе туристско-краеведческих экскурсий, путешествий, походов школьники активно ознакамливаются с прогрессивными народными и трудовыми традициями, обычаями, религиозными обрядами, людьми труда, ветеранами, историей района, по которым проходят маршруты, особенностями природы.

При организации походов и экскурсий мы обращали особое внимание на подготовленность учащихся к выполнению социальных, поисковых, исследовательских функций.

Особое внимание при организации туристско-краеведческой деятельности учащихся мы обращали на выбор районов путешествия (наличие интересных, малоизвестных объектов, памятников истории, культуры, природы и др.). При отборе маршрута мы также учли то, что он должен соответствовать интересам и физической подготовке школьников-туристов. Только при таких условиях походы и путешествия будут для учащихся увлекательными и полезными.

Такая схема подготовки и проведения туристских походов и экскурсий помогает школе и педагогам успешно осуществлять многие постутные воспитательные задачи, раскрывать индивидуальные особенности, направленность мотивационно-потребностной сферы, социальной активности сельских школьников.

Через школьную туристско-краеведческую работу учащиеся овладевают не только знаниями о прошлом родного края, его истории, культуры, традициях, но и о настоящем, многими современными социально-экономическими и производственными сведениями и информациями, а также жизненным опытом. Школьный туризм является средством активного отдыха, способствует гармоническому развитию личности, повышению культурного уровня, развитию социального мышления, национальных идей, взглядов сельских школьников. Это является важнейшим фундаментом формирования у учащихся социально ценных потребностей.