Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1, 2 1, 2
1
2
2048 KB

Материалы и методы: обследовано 180 пациентов в возрасте от 24 до 69 лет с НБА. Диагноз БА, определение ее степени тяжести и контроля проводили на основании клинико-анамнестических данных, результатов комплексного лабораторно-инструментального исследования, критериев GINA, 2011. Определение уровня общего иммуноглобулина E (IgE) количественным методом и специфических IgE, IgG антител полуколичественным методом к бактериальным аллергенам проводилось реактивами ООО НПО «Иммунотэкс» (Ставрополь). При этом уровни содержания Ig определялись в диапазонах: уровень 0 – от 0 до 0,35 Кед/л; уровень I – от 0,35 до 1 Кед/л; уровень II – от 1,0 до 3,5 Кед/л; уровень III – от 3,5 до 17,5 Кед/л; уровень IV – от 17,5 до 50 Кед/л. У всех пациентов выполняли общий анализ мокроты и посев материала на питательные среды с дальнейшей идентификацией возбудителя и определения его чувствительности к антибиотикам. Выделение микроорганизмов в диагностических титрах 106 КОЕ/мл и более считалось критерием этиологической значимости бактериального агента. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием пакета программ Microsoft Excel 2000, применялись критерии Стьюдента, в качестве вероятности ошибки допускалась величина, равная p < 0,05.

Результаты: при анализе культурального микробиологического исследования было выявлено преобладание представителей условно-патогенной микрофлоры ротовой полости и верхних дыхательных путей. Инфекционная этиология обострения подтверждена у 76,3 % больных НБА. Наиболее часто выявлялись Streptococcus pyogenes (S.рyogenes) и Streptococcus pneumoniae (S.pneumoniae) (43,8 % и 32,2 % соответственно). Staphylococcus aureus (S.аureus) и Haemophilus Influenzae (H.influenzae) были идентифицированы в 19,4 %. Представитель энтеробактерий Escherichia coli (E.coli) выявлялась в 16,7 %. Атипичные возбудители Chlamidophila pneumoniae (C.pneumonia) и Mycoplasma pneumoniae (M.pneumoniae) были диагностированы в 17,2 % и 13,6 % соответственно. Реже всего встречались Branchamella catharrahalis (Br.сatharrhalis), Moraxella catarrhalis (M.catarrhalis) и Klebsiella pneumoniae (K.рneumonia). Следует отметить, что у 44,8 % пациентов НБА выделялось по два, три и более патогенов. Количественное соотношение возбудителей, вызывающих НБА, было следующим: выявлен один возбудитель у 64,9 % пациентов; два возбудителя – у 23,0 %; три и более возбудителей выявлено у 12,2 % больных НБА.

Признаки бактериальной сенсибилизации были выявлены у 128 пациентов НБА из 180 обследованных. Значимость аллергии к бактериям была подтверждена выявлением антител изотопа IgE к S.pyogenes у 23,5 %, S.pneumoniae – у 40,3 %, S.aureus. – у 67,2 %, E.coli – у 68,6 %, Proteus vulgaris (Р.vulgaris) – у 55,6 %, K.pneumoniae – у 49,4 %, B.catharrhalis – 31,5 % и H.influenzae у 52,9 % больных НБА. Высокая и очень высокая сенсибилизация IgG отмечалась к S.pyogenes у 20,6 %, S.pneumoniae – у 16,4 %, S.aureus. – у 29,6 %, E.coli – у 34,6 %, P.vulgaris – у 37,2 %, K.pneumoniae – у 32,1 %, B.catharrhalis – 32,4 % и H.influenzae у 38,7 % больных НБА.

При сравнительном анализе результатов бактериологического исследования мокроты и частоты высокого уровня сенсибилизации у больных НБА к бактериальным агентам было выявлено, что аллергизация E.сoli превышала частоту высеянного микроорганизма в 2 раза по IgG и в 4 раза по IgE, S.aureus – в 1,5 раза по IgG и в 3,4 раза по IgE. Частота выделения H.influenzae из посевов превышала в 2,6 раза по IgE и в 2 раза по IgG частоту атопии к этому агенту.

В нашем исследовании частота высокого уровня сенсибилизации превышала частоту высева микроорганизма из мокроты. Преобладающее число микробных агентов не давало роста в образцах мокроты, хотя аллергический фон был ярко выражен. Это может свидетельствовать о том, что проведение рутинного микробиологического исследования не всегда дает возможность выявить этиологически значимого возбудителя обострения НБА и в большинстве случаев отражает микробную флору ротовой полости и верхних дыхательных путей.

Выводы: выявлена современная этиологическая структура обострения НБА (ведущие инфекционные агенты – S.pyogenes, S.pneumoniae, S.aureus, H.ifluenzae, C.pneumonia и M.pneumonia), на основании которой можно более точно и эффективно проводить лечение данного заболевания. Бактериологическое исследование мокроты не всегда позволяет выявить этиологически значимого агента, вызвавшего обострение НБА. Поэтому для этиологической диагностики обострения НБА информативным является определение специфических бактериальных IgE и IgG, что позволяет уточнить характер сенсибилизации и провести адекватное лечение пациентов.