Стандарты нового поколения требуют от специалистов необходимости овладения в процессе обучения определенными компетенциями, которые обеспечивали бы качественное выполнение будущей профессиональной деятельности. Одним из главных показателей компетентности может выступать профессионально-личностная устойчивость специалиста, представляющая собой интегративное качество личности, которое на основе личностных характеристик и особенностей человека обеспечивает высококачественное выполнение его профессиональных обязанностей. Структурными составляющими профессионально-личностной устойчивости могут выступать мотивационный, познавательный и креативный компоненты. Первый из них обеспечивает желание выполнять профессиональную деятельность; второй – знания, необходимые для этого; третий – творческую деятельность. Условием формирования данных составляющих является организация профессионально-ориентированного изучении дисциплин, в процессе которого будущие специалисты выполняют определенные задания, связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Наиболее полно данное условие можно формировать на производственной практике или же при преподавании профильных дисциплин профессионального цикла.
Однако в процессе изучения непрофильных дисциплин возникает ряд методических проблем, которые требуют особого подхода и необходимости формирования определенных качеств личности, напрямую несвязанных с будущей профессиональной деятельностью. Достаточно часто от студентов можно слышать, что данные знания им не нужны, в результате чего они оказываются немотивированными для изучения данных предметов.
В данном случае задача преподавателя сводится к тому, чтобы найти такие формы и методы изучения непрофильных дисциплин, которые были бы направлены на организацию профессионально-ориентированного их изучении. И, если профессиональный блок в основном должен быть направлен на формирование познавательного компонента профессионально-личностной устойчивости и профессиональных компетенций, то изучение других блоков в основном должно формировать креативный компонент данного качества личности. При этом мотивация может происходить по следующим аспектам.
Во-первых, студент должен «рассматриваться как активный субъект отношений воспитателя и воспитуемого, а воспитание сводится к формированию гармонично развитой личности» [2, с. 187]. Другими словами, обучение должно осуществляться не просто как трансляция знаний, а как активное взаимодействие студента и преподавателя.
Во-вторых, необходимо убедить студента, что при прочих равных условиях более качественно решение конкретной профессиональной задачи выполнит тот, кто имеет более широкий общий кругозор и эрудицию. При этом главное внимание необходимо сосредоточить на формировании общекультурных компетенций.
В-третьих, по мере возможности необходимо искать межпредметные связи с дисциплинами профессионального блока, находить точки соприкосновения изучаемых непрофильных дисциплин с будущей профессиональной деятельностью. Например, при изучении иностранного языка давать для перевода тексты, связанные с будущей профессией студента. В курсе «Концепции современного естествознания» при изучении экологических проблем, необходимо показать, что они связаны «не просто с загрязнением окружающей среды, а с кризисом технологий на конкретном уровне развития цивилизации» [1, с. 72], и где бы ни работал человек, эта проблема так или иначе его касается; при изучении методов научного исследования более детально останавливаться на изучении методов конкретных наук, связанных с будущей профессией.