Авторы рассматривают значение миссии в создаваемых школах-комплексах, роль квалификации руководителей и педагогов, их готовности к инновационной деятельности, выделяют этапы подготовки коллектива к созданию школы-комплекса как системной инновации.
Среди разнообразия внедряемых в Российское образование инноваций особую актуальность приобретает инновация, связанная со школами-комплексами. Как определено в теории инноваций [2, 4], инновационная система образовательного учреждения представляет собой единство: технологических, экономических, педагогических и организационных инноваций.
В настоящее время с введением организационной инновации, а именно: создания школ-комплексов важно помнить, что изменение одного из элементов приводит к изменению состояния всей системы. Школьная команда должна быть готова к тому, что создание комплекса потребует пересмотра применяемых технологий: компьютерных, телекоммуникационных; педагогических, управленческих; усилится эффект введения новых экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности и оплаты труда педагогов; потребуется работа и над миссией новой школы-комплекса.
Как известно, миссия организации (школы) – смысл, основное назначение ее существования. При слиянии в комплекс образовательных учреждений миссия новой школы должна в объединенном коллективе обсуждаться, приниматься, а может быть, и разрабатываться заново. Руководителю школы-комплекса необходимо понимать, что миссия не формулируется в один момент. Руководитель не сможет в одиночку обдумать эти идеи и распространить их в коллективе.
Этапы формулирования миссии включают в себя подготовку, формулирование, развитие и пересмотр [1, 9, 10].
Подготовка. Прежде всего, необходимо определить влияющие на миссию внешние и внутренние факторы. Для этого осуществляется анализ внутренней и внешней среды, выявление проблем внутренней среды, сопоставление с ресурсами, возможностями, продумывание рисков и учет своих слабых сторон.
К внешним относятся следующие: требования и ожидания рынка по отношению к выпускникам – промышленность, учебные заведения; особенности окружающего социума – специфика образовательных учреждений, наличие учреждений дополнительного образования и т.д.; цели и результаты работы интегрируемых образовательных учреждений, из которых приходят ученики; детских садов, из которых приходят воспитанники; изменения на рынке труда; требования федеральных стандартов второго поколения и др.
Внутренние факторы следующие: взгляды и убеждения учителей, воспитателей и других работников школы, детского сада; уровень профессионального мастерства работников интегрируемых образовательных учреждений; состав учеников школы, воспитанников детского сада; организационная культура интегрируемых образовательных учреждений; материально-техническая и финансовая обеспеченность; взгляды попечителей школы, учеников, родителей, воспитанников; традиции и прошлый опыт интегрируемых образовательных учреждений; восприимчивость к инновационным процессам.
При анализе внешних и внутренних факторов руководителю и возглавляемой им команде по подготовке и формулированию миссии необходимо помнить, что вышеперечисленные факторы различны по способности к изменениям, следовательно, степень влияния на них со стороны команды может быть различной.
В процесс подготовки миссии необходимо вовлечь как можно больше работников интегрируемых образовательных учреждений, учеников, родителей, общественности. С этой целью проводятся опросы, анкетирования, тестирования всех заинтересованных сторон. Это особо важно в плане обеспечения мотивирующей функции цели – миссии.
Формулирование должно быть основано на анализе внутренних и внешних факторов, результатов опросов, анкетирования. Важно, чтобы словесная интерпретация помогала четко формулировать цели школы-комплекса.
Развитие и пересмотр. Миссия – это такая целевая установка, к которой приходится все время возвращаться. С одной стороны, развитие организации можно сверять с миссией, а с другой, можно увидеть, сохраняет ли миссия свою актуальность или ее нужно адаптировать к изменившимся обстоятельствам [10].
Условием успешной разработки и реализации миссии школы в условиях создания школ-комплексов является наличие слаженной школьной команды педагогов и руководителей [5, 6, 7].
Здесь будет важна работа руководителей по созданию системы условий для мотивации педагогов школы к инновационной деятельности, учитывающей недостаточный лично – значимый опыт творческой деятельности учителей в условиях интеграции коллективов; недостаточное владение учителем технологией проектирования инновационной деятельности; синдром эмоционального выгорания учителя.
Руководителю важно решить задачи:
Задача 1. Активизация личностно – значимой творческой деятельности педагога.
- Комплексная диагностика личностно-профессиональных предпочтений педагогов.
- Презентация личностно – значимого опыта творческой деятельности в контексте личностно – ориентированной, гуманной педагогики….
- Разработка карты успешности педагогов школы с учётом их актуальной зоны развития и определение их зоны ближайшего развития.
- Обеспечение сетевого взаимодействия педагогов по проблеме.
- Коллективное принятие критериев успешности педагогов в инновационной деятельности.
Задача 2. Овладение эффективными технологиями проектирования инновационной деятельности.
- Организация повышения квалификации педагогов режиме «обучающей организации».
- Организация повышения квалификации педагогов в режиме самообразования.
- Организация повышения квалификации педагогов в режиме практикумов, мастер-классов, вебинаров.
Задача 3. Создание условий для стабильного эмоционального фона в педагогическом коллективе.
- Тренинги эффективного педагогического общения.
- Тренинг управления конфликтами.
- Практикум овладения инновационными технологиями управления (психотерапевтический подход, супервизия, технология рефлексивного управления, коучинг).
- Овладение техниками релаксации.
Такая работа, проводимая на внутришкольном уровне, будет способствовать формированию у педагогов способностей к инновационной деятельности, к успешной работе в условиях изменения состояния всей педагогической и управленческой системы образовательного учреждения, к реализации миссии школы-комплекса.
В работах В.С. Лазарева – доктора психологических наук описывается инновационная деятельность школы, раскрывается модель введения инноваций в образовательных учреждениях [2, 3]. Модель определяет последовательность и содержание действий по введению инноваций в школе, а также их цели и ожидаемые результаты. Она предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы, адаптируя которые к нашей ситуации, можем сформулировать:
1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы школы-комплекса и органов управления программой реализации проекта.
2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для создания школы-комплекса.
3. Выработка и согласование с коллективом педагогов миссии школы-комплекса.
4. Разработка проекта образовательной системы школы-комплекса.
5. Разработка плана-графика создания образовательной системы школы-комплекса.
6. Реализация запланированных изменений в образовательной системе школы-комплекса.
В заключение хотелось бы перефразировать высказывание В.С. Лазарева [2], из которого следует вывод, что развитие школы-комплекса определяется как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа-комплекс должна приобрести способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования, а иначе, какой смысл в комплексах. И очень важным на этом пути перемен является миссия новой школы.