Происходящие в стране экономические и социально-политические преобразования определяют необходимость и важность качественного обновления всей системы образования всего подрастающего поколения. Достигнуть этого невозможно без повышения уровня практической подготовки педагогических кадров, которая является важнейшим компонентом профессиональной подготовки будущих педагогов.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, в том числе и для бакалавров, летняя педагогическая практика представляет собой одну из форм организации учебного процесса, направленную на закрепление и углубление знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, а также овладение системой профессиональных умений и навыков и первоначальным опытом профессиональной деятельности [2].
Студенты учатся организовывать летний отдых детей и подростков, исследуют проблемы педагогического управления организацией детского досуга и процессом формирования культурно-досуговых запросов личности ребенка, осваивают элементарные умения диагностировать поведенческие проявления детей и обучать их социальным умениям и навыкам. Знание структуры свободного времени, классификации видов досуговой деятельности и структуры досуговых запросов детей и подростков позволяет студентам в период практики реально представить методологическую основу воспитательного процесса в условиях свободного времени и научиться моделировать программу педагогического руководства этим процессом в условиях детских оздоровительных лагерей. Цели и объемы практики определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки высшего профессионального образования [1].
Летняя педагогическая практика направлена на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря, овладение основами педагогической культуры, формирование готовности к педагогической деятельности.
Основная цель практики: формирование умений и навыков воспитательной работы с различными категориями детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.
Овладение технологиями воспитания, организации культурно-досуговых мероприятий, закрепление теоретических знаний планирования, организации, анализа и контроля педагогической деятельности будет определять уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра в области профессионально-педагогической подготовки.
Задачи практики: закрепление и углубление теоретических знаний, формирование умения их творческого применения в процессе социально-педагогической и культурно-оздоровительной деятельности с детьми; ознакомление с системой воспитательно-образовательной деятельности в летнем оздоровительном лагере; овладение основными формами и методами социально-воспитательной работы, досуговой деятельности с детьми и подростками в летний период; создание установки на личностно-ориентированное общение с детьми с учетом основных закономерностей и принципов воспитания; овладение средствами диагностики личности, детского коллектива; формирование умений устанавливать профессионально-этические отношения с коллегами.
Реализация поставленных задач предполагает формирование у студентов профессиональных умений и навыков:
– анализировать психическое и физическое здоровье ребенка, в соответствий
с особенностями летнего периода;
– анализировать опыт других, свою педагогическую деятельность, профессиональное общение;
– самостоятельно работать с литературой;
– осуществлять текущие и перспективные планирования;
– определять конкретные образовательно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
– методически грамотно строить педагогический процесс, используя разнообразные формы, методы, средства, приемы воспитания и развития в соответствии с поставленными конкретными задачами;
– избирать наиболее адекватные целям и задачам формы и методы взаимодействия с родителями;
– планировать ситуацию успеха для каждого ребенка (особенно для не уверенных в себе, застенчивых);
– согласовывать свои педагогические воздействия на детей с коллегами, помощником воспитателя и родителями;
– организовывать коллективную, групповую и индивидуальную деятельность;
– организовывать игры детей и осуществлять руководство игровой деятельностью в летний период, участвовать в играх детей в качестве партнера по совместной деятельности;
– создавать развивающую педагогическую среду;
– легко и быстро устанавливать контакт с детьми, коллегами и родителями, проявляя гиб-кость и терпимость в общении;
– регулировать межличностные отношения в детском коллективе.
Таким образом, летняя педагогическая практика студентов обеспечивает их эффективную профессионально-педагогическую подготовку при выполнении следующего комплекса организационно-педагогических условий:
– формирование положительной мотивации студентов на воспитательную работу с детьми и подростками в условиях летнего отдыха;
– совершенствование специальной подготовки студентов в прохождению летней педагогической практики;
– обеспечение оптимальной среды для самостоятельной педагогической деятельности студентов в период летней практики.