Переход образования на новый государственный стандарт ставит перед преподавателями вузов новые задачи. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций требует не только передачи определенного объема знаний, но и формирования определенных качеств личности будущего специалиста. Одним из условий такого формирования является раскрытие творческого потенциала студентов, нахождения в каждой личности тех характеристик, которые позволят максимально этот потенциал реализовать.
Решение данной проблемы осложняется тем, что в настоящее время не существует целостной теории, которая объясняла бы работу мозга. Как отмечает Д.Н. Иллензеер, «феномены мозговой деятельности остаются за пределами научного познания» [2, с. 58]. Как следствие этого, имеет место тот факт, что творческая активность «не находит экспериментального подтверждения и не может рассматриваться как научная» [1, с. 148]. Другими словами, в настоящее время не существует строгих научных теорий творческой деятельности, и изучать ее возможно только на уровне различных методологических подходов и эмпирических наблюдений.
В рамках синергетического подхода «методология педагогического исследования приобретает статус нормативной методологии, т.е. определённого рода предписаний, касающихся порядка проведения исследования, требований к оформлению его результатов, а также – самого пути практического получения и научного признания этих результатов» [3, с. 186]. При этом творчество рассматривается как генерация новой информации на основе взаимодействия уже существующих информационных блоков. Как подчеркивает Н.Н. Мальцева, «всякий педагог-исследователь является и участником событий» [4, с. 115], и его задача заключается в том, чтобы найти те точки соприкосновения вновь получаемой студентами информации с уже имеющимися информационными блоками, а тем самым активировать творческий потенциал обучающихся.
Рефлексивный опыт собственной педагогической деятельности позволяет вывить несколько методических приемов, позволяющих решить данную задачу.
Во-первых, учить студентов задавать вопросы по изучаемой теме. Очень полезными может быть такой прием: студентам дается задание: задайте вопрос по данной теме, даже если ответ на него Вы знаете. Это дает возможность, со стороны студента не испытывать комплекс неполноценности, задавая «глупые вопросы», а со стороны преподавателя выявить уровень глубины усвоения данного материала.
Во-вторых, при объяснении каких-либо научных теорий или методов решения задач рассматривать их с точки зрения конкретных примеров, связанных с жизнедеятельностью и поведением человека. Так, например, рассматривая теорию самоорганизации, говорить не абстрактно о свойствах самоорганизующихся систем, а на примере человека как такой системы, и рассмотрением конкретных ситуаций.
В-третьих, рассматривая один и тот же вопрос, приводить как можно больше примеров проявления того или иного явления из разных областей. Каждый человек индивидуален, и имеет свою неповторимую структурную организацию знаний, поэтому вероятность «зацепить» и активировать творческий потенциал для приема и генерации новой информации будет возрастать с возрастанием числа разнообразных примеров.