Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2102 KB

Одним из наиболее востребованных направлений современной практической пенитенциарной психологии является профессиональное сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Экстремальные условия деятельности данных специалистов (например, выполнение связанных с риском для жизни служебных задач в условиях дефицита времени) предъявляют повышенные требования к их индивидуально-психологическим качествам и своевременной коррекции негативных личностных особенностей. В отечественной науке и практике эти вопросы исследовались значительным количеством ученых, при этом особый интерес представляют работы Ю.А. Александровского, посвященные проблеме адаптированной и дезадаптированной психической деятельности с акцентом на биологические и социально-психологические детерминанты, А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова, Е.А. Пономаревой о профессионально значимых качествах сотрудников пенитенциарных учреждений, Б.Г. Бовина по личностным профилям персонала данных организаций, М.Г. Дебольского, А.В. Пищелко, В.И. Белослудцева, И.И. Соколова о причинах противоправных действий сотрудников УИС, М.П. Стуровой, В.Б. Шабанова, А.С. Новоселовой по проблеме создания в исправительном учреждении гуманного режима и мн. др.

Целью нашего исследования стало изучение специфики взаимосвязей показателей нейродинамического, психодинамического и личностного уровней индивидуальности сотрудников отдела охраны пенитенциарного учреждения. В качестве испытуемых выступили 58 человек, в т.ч. 29 мужчин и 29 женщин в возрасте от 22 до 30 лет. Диагностическая процедура осуществлялась с помощью многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла (16 PF, № 105), опросников структуры нейродинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности А.И. Щебетенко. Для обработки первичных данных был применен корреляционный анализ по К. Пирсону, который позволил установить наличие статистически достоверных взаимосвязей между исследуемыми показателями и на их основе выделить симптомокомплексы индивидуальных свойств испытуемых. Обобщенный анализ результатов эмпирического исследования может быть представлен следующим образом. У сотрудников-мужчин, как и у сотрудников-женщин, снижение чувствительности нервной системы способствует уменьшению уровня психической реакции на внешние воздействия, что проявляется в более адекватном восприятии ими негативных эффектов служебной деятельности. В свою очередь быстрая смена процессов возбуждения и торможения, способствует не только повышению потребности охранников обеих выборок в установлении контактов с окружающими людьми, в сотрудничестве с ними, но и формированию таких важных профессиональных качеств как высокая скорость запоминания, адаптивность, находчивость в нестандартных ситуациях. При этом, чем более развит процесс возбуждения нервной системы у сотрудников-мужчин, тем импульсивнее они реагируют на внешние раздражители, энергичнее воздействуют на окружающий мир, но и сохраняют определенную степень самоконтроля над лабильностью эмоций. Соответственно, чем менее восприимчива их нервная система к внешним воздействиям, тем ярче проявляются уверенность в себе, способность легко переживать жизненные неудачи, отсутствие склонности к страхам. В свою очередь, чем более выражен процесс возбуждения нервной системы у сотрудников-женщин, тем в большей степени им свойственны тревожность и эмоциональная несдержанность, приводящие к возникновению конфликтов в ситуациях межличностного общения, а также находчивость и целеустремленность в профессиональной деятельности. Соответственно, чем менее восприимчива их нервная система к внешним воздействиям, тем более они самоуверенны, а чем более развит процесс торможения, тем менее «пластичны» в профессиональной деятельности. Обнаружено также, что у сотрудников-мужчин хорошая адаптация к условиям службы и гибкость в общении опосредованы высокой скоростью протекания различных психических процессов и ориентацией на окружающий мир, а у сотрудников-женщин стремление к независимости и самостоятельности в профессиональной деятельности – целеустремленностью и активностью. При этом, чем более организованны и способны к самоконтролю поведения вторые испытуемые, тем менее они склонны к ярким эмоциональным реакциям на нестандартные служебные ситуации, а чем более устоявшимися взглядами обладают, тем более устойчивы к стрессовым ситуациям, возникающим в процессе деятельности. Соответственно, чем более сдержаны в проявлении своих эмоций сотрудники-мужчины, тем более они склонны перепроверять получаемую профессиональную информацию, ставить перед собой реальные цели, в трудных (экстремальных) ситуациях держать себя в руках и тем более они стремятся к переменам в жизни и деятельности.