Ввиду изменяющихся социально-политических условий в обществе формируются и иные мировоззренческие позиции. Так была выработана новая политическая философия, использующая принципиально иные подходы к решению упомянутой дилеммы. Примером этой новой философии, важной не только для Евросоюза, может послужить Амстердамский договор (1999). Об образовании, профессиональной подготовке и молодежи в договоре сказано следующее (гл. 3): «Сообщество будет способствовать развитию качественного образования, поощряя сотрудничество стран - участниц договора, а также при необходимости поддерживая и дополняя их действия, не посягая, однако, на независимость стран-участниц в области содержания преподавания и организации систем образования, а также на их культурное и лингвистическое разнообразие» (The Amsterdam Treaty, 1999, Art. 149, Pt. 1). Из вышеизложенного следует вывод о проведении серьезной работы по присоединению местной инфраструктуры к «общим связующим путям», т.е. по учреждению понятной и сходной структуры степеней, обеспечению качества, развитию мобильности и т.д.
Итак, как же проследить и продиагностировать качественные показатели подготовки студентов и их дальнейшую актуализацию в профессии? В социологии в последние годы разрабатываются системы образовательной статистики, создаются модели мониторинга качества образования. Кроме того, существуют система лицензирования, аттестации и аккредитации, государственная аттестационная служба и пр. инструменты управления качеством образования. Однако до сих пор в системе оценки качества отсутствует единая технологическая база, на которой бы строилась современная российская система образования. На наш взгляд, системы оценки качества образования имеет не только чисто ведомственное, но и большое общественное значение, позволяющее государству и обществу влиять на систему образования. Такая информация нужна не только управленческим структурам, учебным заведениям, но и, что особенно важно, потребителям образовательных услуг. В данной связи мы полагаем, что оценка эффективности качества образования не может быть ограничена анализом объективных (формальных) показателей деятельности вуза, очевидна необходимость получения внешних (косвенных) оценок результатов подготовки специалистов и прогнозирования возможных рисков этого процесса. В особенности это ярко проявляется на примере информационных, творческих потребностей, которые нельзя формализовать, т.к. они даже не подвергаются вербализации.
Общеизвестно, что одной из главных проблем всех уровней профессионального образования является его недостаточная адекватность потребностям рынка труда. В связи со слабой мобильностью рабочей силы и относительной изолированностью региональных рынков труда данная проблема будет только обостряться. В особой степени это относится к высшей школе. Вузы готовят, как правило, специалистов по традиционным для каждого учебного заведения специальностям, удовлетворяя возрастающие потребности в большей мере населения, а не экономики. Следствием этого является тот факт, что в целом по стране (и Самарский регион - не исключение) около 30% выпускников вузов работают не по специальности. В 2003 году Россия присоединилась к Болонской декларации, одним из положений которой является ориентация вузов на конечный результат - знания выпускников должны быть реализованы на практике. В связи с этим проблема качества подготовки специалистов и их трудоустройство приобретает особую актуальность. С точки зрения трудоустройства 2010 и 2011 годы будут не самыми благополучными. Уже в 2009 году вакансии для выпускников вузов сократились вчетверо. Сегодня требования работодателя зачастую обоснованы потребностями его бизнеса. И знания, полученные специалистом в вузе, заинтересуют его только в том случае, если они будут соответствовать этим потребностям. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что преодолеть сложившуюся ситуацию можно только совместными усилиями, контактом между руководством вуза и представителями государственных и частных компаний-работодателей.
Методологический подход к реализации целей социологической компоненты мониторинга качества образования должен быть основан на регулярном получении и обобщении экспертных оценок, так как показатели эффективности образовательной услуги носят качественный характер. Источником экспертных оценок должны являться эксперты двух классов: представители вуза (руководители подразделений, лица, ответственные за систему менеджмента вуза, студенты) и представители ключевых заинтересованных сторон (стейкхолдеры*, прямо или косвенно являющиеся основными контрагентами вуза в процессе подготовки квалифицированных кадров).
Предметом исследования, на который ориентирована социологическая компонента мониторинга, должны являться экспертные оценки как внутренних, так и внешних стейкхолдеров. Кроме имеющихся на сегодняшний день оцениваемых параметров, в предмет исследования необходимо включить характеристику отношения к вузу со стороны эксперта (например, известность вуза, потребление выпускников вуза, удовлетворенность качеством их подготовки и т.д.), а также риски, связанные с возможным «сопротивлением среды» и поведением стейкхолдеров.
Методика исследования кроме имеющихся базовых элементов должна пополниться анкетами для проведения экспертных опросов, как представителей вузов, так и стейкхолдеров. При этом анкеты должны допускать возможность анкетирования как путем самозаполнения анкеты экспертом (может быть и заочно), так и путем заполнения анкеты интервьюером со слов эксперта (очное интервью). Измерение основных параметров желательно проводить по 5 (7) балльной шкале, что повысит достоверность и надежность результатов исследования.
Мониторинговые замеры такой скорректированной системы оценки качества, позволят увидеть весь процесс в динамике, уловить позитивные и негативные тенденции результатов подготовки специалистов, а также их перспективы на рынке труда. Однако, все это возможно только при условии функционирования механизма внедрения результатов мониторинговых исследований в практику работы вуза. В противном случае самая совершенная система мониторинга может оказаться бессмысленной.
* Оригинальное определение понятия «stakeholder» - любая группа или индивид, которые могут повлиять или на которые влияет достижение целей организации (Freeman, 1984).