На современном этапе развития Российского здравоохранения, существенной характеристикой которого является оказание медицинской помощи населению в условиях новых экономических отношений, высоко значимым моментом успешной деятельности медицинского учреждения является эффективность управления, которая в немалой степени определяется личностным фактором - психологической готовностью руководителя каждого уровня к успешному исполнению возложенных на него функций.
Руководитель в системе здравоохранения является представителем специфического профессионального социума. Как правило, это опытные специалисты (врачи, медицинские сестры), люди со сформировавшейся профессиональной позицией и профессиональной идентичностью. Изменение статуса, связанное с переходом от непосредственно клинической к управленческой деятельности, влечет за собой не только появление дополнительных профессиональных функций и обязанностей и новые физические и психофизиологические нагрузки. Возникает потребность в признании нового статуса, стремление самоутвердиться, самоактуализироваться в новой профессиональной роли.
Как показывает практика, на различных этапах становления руководителя неизбежно возникают психологические проблемы, обусловленные содержанием и особенностями процесса самоопределения личности в пространствах ее бытийности. Позитивную роль в преодолении этих проблем, достижении вершин самореализации может сыграть комплексное психологическое сопровождение процесса становления менеджера здравоохранения, которое должно осуществляться с опорой на его личностный потенциал.
За последние годы выполнен ряд научных исследований, позволивших получить представление о различных личностных характеристиках субъекта профессиональной медицинской деятельности (В.П. Андронов, И.И. Бенедиктов, Л.А. Быкова, Е.Р. Миронова, Б.А. Ясько и др.).
Проблема личностных детерминант эффективного менеджмента активно исследуется в отечественной и зарубежной психологии (П. Вейлл; О.С. Виханский, А.И. Наумов; Ф. Генов; А.Н. Занковский; Б. Швальбе, Х. Швальбе и др.). Однако применительно к личности руководителя в системе учреждений здравоохранения в психологических исследованиях имеются лишь единичные работы, рассматривающие субъектно-личностные аспекты становления врача-руководителя (Е.Р. Миронова, В.А. Храпик). Субъектно-личностные детерминанты становления менеджера сестринского дела на сегодняшний день в психологии личности практически не исследованы, несмотря на то, что менеджмент этого типа в системе отечественного здравоохранения стал оформляться более двадцати лет назад.
В исследовании феноменологичес-ких аспектов динамики субъектно-личностных характеристик медицинской сестры-менеджера, фундаментальным теоретико-методологическим основанием служит психологическая интерпретация содержания понятия «личность», данная Е.А. Климовым: «Личность - это психическое образование («конструкция»), являющееся наиболее интегральным регулятором поведения и всей общественно значимой активности человека» [6]. Одна из центральных задач современной психологии состоит в исследовании субъектной активности личности, ее видов, условий и закономерностей формирования и осуществления.
Категория «субъект» разрабатывается в трудах С.Л. Рубинштейна, его учеников и последователей: К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцифировой, А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева и других [1].
Отмечая принципиальную новизну психологии субъекта, В.В. Знаков обосновывает основные ее положения. Это, во-первых, макроаналитический (в отличие от микросемантического) метод познания психического; во-вторых, значительное расширение (по сравнению с "классическим" рубинштейновским вариантом субъектно-деятельностного подхода) представления о содержании активности как факторе детерминации психики; в-третьих, утверждение принципа целостного системного характера исследования динамического, структурного и регулятивного планов анализа психологии субъекта [5].
Рассматривая различные методологические значения категории субъекта, К.А. Абульханова отмечает основные психологические характеристики субъекта: активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, самодвижению и самосовершенствованию. «Субъект - это идеал или высший уровень развития человека» [2].
В исследованиях В.В. Знакова выделена совокупность критериев субъектности взрослого человека.
Д.Н. Завалишина, обобщая методологические разработки, выполненные в основном С.Я. Рубинштейном и его учениками и последователями, останавливается на основных определениях человека как субъекта.
1. Человек как субъект - это высший уровень бытия вообще, активно взаимодействующий с природным и социальным миром и практически преобразующий его.
2. Сущностной характеристикой субъекта является его «качественная определенность», в связи с чем, методологически продуктивно выделение субъектов разных форм и разных уровней активности человека в мире (субъекты познания, труда, жизни и т.д.).
Рассматривая субъектные проявления личностных характеристик медицинской сестры, мы используем понятие «субъект» в его основном, исходном, наиболее распространенном в отечественной психологии значении, подчеркивающем активное, преобразующе-творческое начало, реализуемое человеком в его деятельности [5].
Профессиональная деятельность медицинской сестры-менеджера, как род занятий, относится к сфере медицины, а предметом деятельности являются различные организаторские функции, направленные на обеспечение сестринского процесса и субклинического сопровождения деятельности лечебного учреждения. Именно эти компоненты предмета деятельности являются основанием определять квалификацию специалистов данного вида как «медицинская сестра-организатор».
Анализ профессиональной деятельности медицинской сестры-менеджера предполагает использование категории профессионализма. А.К. Маркова определяет несколько аспектов толкования профессионализма. Первый - это «нормативный профессионализм», рассматриваемый как «совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда». В другом смысле профессионализм как понятие отражает характеристику субъекта труда, обладающего этим необходимым нормативным набором психических качеств. Наконец, профессионализм определяется как такое качество исполнения нормативных функций субъекта труда, когда оно заслуживает высокой оценки [7]. А.К. Маркова выделяет две стороны, семь групп критериев, специфические этапы и ступени профессионализации личности, а также пять уровней профессионализма, внутренняя взаимосвязь которых обусловлена как объективными процессами профессиональной деятельности, так и уникальным своеобразием жизненного пути индивида. Это уровни:
1) допрофессионализма;
2) профессионализма;
3) суперпрофессионализма;
4) непрофессионализм /псевдопрофессионализм;
5) послепрофессионализм.
Непосредственно с категорией профессионализма связано понятие профессиональной компетентности, определяемой как «сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [7]. Поскольку такой уровень личностной готовности обеспечивается принятием профессии, высоким уровнем индивидуально-личностной адаптации, опираясь на известные исследования, определим профессиональную компетентность медицинской сестры-менеджера как сочетание психических качеств, психическое состояние субъекта, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно в ситуациях взаимодействия с предметом труда; обладание организаторскими способностями и умением выполнять определенные трудовые функции, сохраняя высокий уровень профессионально-личностной адаптации к деятельности.
Исследование субъект-субъектных отношений в профессиональном труде медсестры-менеджера позволяет провести анализ процесса формирования личностиспециалиста - психического образования, являющегося наиболее интегральным регулятором поведения и всей общественно значимой активности человека [4]. Именно в профессиональной деятельности, как отмечается во многих психологических исследованиях, самореализация личности осуществляется наиболее плодотворно [2, 3].
Процесс становления менеджера сестринского дела требует высокого уровня личностной активности.
1. Перманентность выбора (оптации), обеспечивающего последовательное движение субъекта управленческой деятельности по ступеням профессионально-личностной самореализации. Каждый такой переход является функцией личностного выбора субъекта, связанного с принятием им конкретного решения, определяющего дальнейшую направленность и «темп» самореализации.
2. Расширение возможностей выбора в содержательном плане. Разноуровневый принцип построения образовательного пространства в подготовке медицинской сестры закономерно предполагает увеличение количества альтернатив, принимаемых будущим (или уже действующим) специалистом решений относительно оптимального для него в данный момент уровня профессиональной самореализации и его содержательной направленности (специализации).
3. Высокий уровень личностной ответственностиза принимаемые решения и результаты действий, имеющий как нормативно фиксированный, так и этический характер.
4. Инициативность как профессионально-личностный фактор достижения успешности в определении целей, задач деятельности, планирования и достижения позитивных результатов.
5. Необходимость формирования разносторонней психологической готовности к управленческой деятельности, которая является значимым своеобразным "фоном" как процесса разноуровневого профессионального образования, так и непосредственно труда медицинской сестры-менеджера. По сути, речь идет о формировании психологической компетентности, которая определяет спе-цифику осознанной регуляции деятельности субъекта. Она входит в число значимых детерминант становления менеджера сестринского дела.
Для определения типологических особенностей личности медицинской сестры-менеджера мы взяли за основу теоретическую концепцию профессионального выбора Дж. Холланда. В ней отражаются доминирующие отношения личности к действительности, к труду и результатам деятельности, к коллективу и различным общностям, к нормам социального бытия, к нравственно-этическим ценностям. Согласно взглядам Дж.Холланда, большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р-тип), исследовательскому (И-тип), артистическому (А-тип), социальному (С-тип), предпринимательскому (П-тип) и конвенциональному (К-тип), карьерных ориентаций менеджеров.
Поскольку квалификация «Менеджер здравоохранения» является относительно новой в системе здравоохранения, а предназначение специалистов этой квалификации состоит в исполнении организаторских и управленческих функции в области сестринского дела, в практическом здравоохранении используются несколько идентичных понятий, отражающих профессионально-субъектную принадлежность личности: медицинская сестра-организатор; медсестра-менеджер; менеджер сестринского дела; менеджер здравоохранения.
Проведенный анализ в совокупности позволяет определить две группы психологических детерминант становления менеджера сестринского дела: общие и типологические.
Общие детерминанты - это психологические свойства, выделенные в ка-честве инвариантных характеристик личности медицинской сестры-менеджера. К ним мы относим:
- мотивацию на профессиональную компетентность и преимущественно конвенциальные виды деятельности;
- высокоразвитые коммуникативные и организаторские способности;
- открытость, общительность в сочетании с экстравертированностью;
- представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле;
- высокий уровень осмысленности жизни;
- преимущественно моделирующий тип саморегуляции;
- преобладание «знакового» типа мышления в сочетании со средне-высокими показателями креативности;
- преимущественно сильный и средне-сильный тип нервной системы.
Типологические - это свойства, формирующиеся в процессе профессионально-личностного становления субъекта менеджерской деятельности в здравоохранении. Отмечено, что для каждого из выделенных психологических типов можно предположить динамику личностных свойств в процессе становления профессиональной субъектности.
Упрочение профессиональной карьеры в области организаторской деятельности детерминирует интегрирующимися психологическими свойствами типа «Самоорганизованный менеджер».
Психологическая поддержка медицинской сестры-менеджера проводилась в течение 3-х лет, индивидуально и в группах в форме целенаправленного психологического воздействия по трем основным направлениям:
- информирование о психологической специфике менеджерской деятельности в здравоохранении и процесса субъектного становления личности в ней; психологическое консультирование;
- совершенствование мотивационно-ценностной и смысловой сферы личности;
- развитие навыков рефлексии и способностей саморегуляции.
Результаты эксперимента подтверждают, что динамика типологически обусловленных личностных свойств медицинской сестры-менеджера взаимосвязана с процессом становления личности в профессиональном пространстве бытия, что делает объективно востребованным ее психологическое сопровождение на этапах самореализации.
Проведенный теоретический анализ подходов к исследованию субъектно-личностных детерминант становления менеджера сестринского дела дает основание рассматривать в качестве психологических характеристик объекта исследования свойства разных уровней репрезентации, интегрирующиеся в личностной целостности медицинской сестры-менеджера и формирующиеся на этапах ее профессионально-личностного становления.