Реформирование здравоохранения требует кардинальных перемен в подготовке средних медицинских работников, повышения уровня их образования. Потребность населения в сестринской помощи растет, сестринское дело - одна из тех редких профессий, на которую есть спрос во все времена.
Несмотря на то, что сегодня в России работает более миллиона медицинс-ких сестер, постоянно ощущается нехватка этого контингента медработников. Однако сестринское дело в том виде, в котором оно существует на данный момент в нашей стране, к сожалению, не отвечает современным требованиям, оставаясь лишь вспомогательной службой. Сестра по своим обязанностям стоит ближе к профессиональной группе санитарок, нежели врачей. В этой ситуации становится очевидной необходимость реформирования российского сестринского дела, которое должно заключаться не только в изменении форм методов и технологий обучения, применяемых в учебных заведениях, но и в развитии нового стиля мышления у медицинских сестер, врачей, руководителей ЛПУ [1].
Современный медицинский университет представляет собой полидисциплинарный образовательный центр, в котором исторически сложившееся фундаментальное образование сочетается с формированием новых адаптационных программ, специальностей, практик. Высшее сестринское образование, прочно вошедшее в структуру медицинского университета, стало базой для конструирования нового образовательного пространства, способного в значительной степени изменить региональную систему подготовки медицинских кадров. Переход на качественно новый уровень подготовки профессиональных кадров всех уровней сестринских служб возможен только при активном взаимодействии медицинского университета с органами управления здравоохранением, с медицинскими учреждениями и другими структурами и формами образования, в том числе и повышение квалификации за рубежом [2].
Зарубежные стажировки стали возможными для работников российского здравоохранения благодаря большому количеству стипендиальных и грантовых программ целевого назначения. Основные стипендиальные программы в области медицины, которыми могут воспользоваться врачи и медицинские сестры:
1.Фонд Schering в сотрудничестве с DAAD предоставляет на 2007 г. 5 стипендий для молодых врачей, работающих в вузовских клиниках РФ по следующим дисциплинам: онкология, радиология, гинекология и неврология. Целью программы является 3-месячная стажировка в одной из университетских клиник Германии. Немецкая служба обмена студентами - медиками an Exchange Office for medical clerkship), осуществляет обмен студентами медицинских вузов в семестры клинической практики в рамках международной программы обмена IPMSA (International Federationof Medical Students Associations - Международная федерация ассоциаций студентов-медиков), предоставляет места в клинике для прохождения практики, жилье и питание. Программа включает два семестра клинической практики, срок предоставления стипендии: 1-2 месяца.
2. Аспирантский стипендиальный фонд Престона Роба / Preston Robb Fellowship финансирует обучение специалистов в области неврологии в клинике Канады в Монреальском неврологическом институте и клинике. Предоставляются претендентам любой страны со степенью доктора медицины, полученной на основании клинических исследований в области неврологии или нейрохирургии. Стипендиаты будут работать совместно с учеными в области фундаментальных исследований и учеными -клиницистами на избранном факультете. Социальный пакет достигает 25000 канадских долларов в год. Срок стипендии - 1 год.
3. Посредством Nurse Leadersfor America программы-стипендии, квалифицированные медсестры получают академические стипендии и возможность трудоустройства на несколько лет в лучших больницах США. Программы ВАС обеспечивают квалифицированных медсестер, прошедших тренинг в США и др. странах, стипендиями для обучения и работы в больнице. Предлагается содействие при перемещении, NCLEX компенсацию, поддержку при получении визы, временное жилье при приезде. Всемирный Альянс Стипендий (BАС) предоставляет работу/учебу, которая будет включать стипендии в американских университетах с работой в больнице.
Медицина - одна из областей человеческой деятельности, где вопросы качества и его оценки имеют особое значение. Тот уровень медицинской компетенции, который сегодня должен закладываться в вузе, завтра будет предоставлен пациентам. Профессионально-педагогическая компетентность будущего менеджера и профессионально - психологическая подготовленность самих преподавателей вуза являются залогом высокого качества медицинских услуг. Главное условие выполнения этих задач - повышение качества медицинского образования, в том числе и развитие международного обмена опытом в рамках системы здравоохранения.