Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

В методическом отделе вуза формируется методическая база (анкеты, тесты, опросники, компьютерные методики и т.п.), необходимая для диагностики возможных затруднений в профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, которая по мере необходимости используется руководством образовательного учреждения, Учебным и научно-методическим Советом и кафедрами.

Диагностика профессиональных затруднений в работе, как начинающих, так и опытных преподавателей, охватывает пять уровней их деятельности: познавательный, конструктивный, проективный, организаторский и коммуникативный.

Познавательный уровеньпредполагает владение преподавателем системой знаний и умений, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность: умение строить и проверять гипотезы, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

- Мировоззренческие знания связаны с общей направленностью личности преподавателя, проявляющейся в устойчивой системе отношений к миру, труду, другим людям и к самому себе, активной жизненной позиции.

- К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомлённость и умение ориентироваться в вопросах религии, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений. Низкий уровень их развития ведет к ограничению возможностей воспитания студентов и приводит к существенным недостаткам в учебно-воспитательной работе.

- Специальные знания включают знания дисциплины, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания. Знания преподавателей по педагогике, психологии и методике преподавания в системе среднего специального и особенно высшего образования представляют собой достаточно слабое звено, способствовать ликвидации которого и призваны методический отдел и Школа педагогического мастерства, где приобретаются глубокие знания о средствах и закономерностях педагогического общения, психологических особенностях студентов, слабых и сильных сторонах собственной деятельности, профессионально важных чертах своей личности.

Конструктивный и проектировочный уровниявляются определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. Именно на данных уровнях обеспечивается эффективность использования всех других знаний. Психологическим механизмом реализации этой деятельности служит мысленное моделирование образовательно-воспитательного процесса.

- Проектировочный уровень обеспечивает стратегическую реализацию направленности педагогической деятельности и проявляется в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учётом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т.п.. Он достигается с возрастом и стажем (опытные преподаватели, профессора, доценты).

- Конструктивный уровень обеспечивается реализацией тактических целей: при структурировании курса, подборе конкретного содержания для отдельных разделов, выборе форм проведения занятий и т.п.

Организаторский уровень достигается при владении навыками научной организации педагогического труда, включающей в себя как процесс обучения студентов, так и собственную самоорганизацию педагога. При этом установка преподавателя на активную организаторскую деятельность с возрастом зачастую снижается.

На современном этапе возрастает роль коммуникативного уровня деятель-ности преподавателя. В развитии коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение сводится не только к передаче знаний, но и выполняет функцию эмоционального воздействия, формирования интереса, побуждения к совместной деятельности и т.д. и является важной составляющей профессиональной деятельности преподавателя.

Исходя из анализа этих затруднений, определяются конкретные пути их решения через организацию различных форм работы со всем профессорско-преподавательским составом в методическом отделе и отделе научных разработок учреждения; со специалистами, имеющими опыт педагогической деятельности не более трех лет, - в Школе педагогического мастерства.

Школа педагогического мастерства (далее - Школа) ориентируется на устранение пробелов в методической и общей психолого-педагогической подготовке начинающих преподавателей. С этой целью могут использоваться перечисленные формы и методы работы, но при этом каждый начинающий преподаватель должен иметь возможность посещения открытых занятий, проведения собственных пробных занятий (в первую очередь лекций). Методический отдел обеспечивает Школу необходимыми учебно-наглядными пособиями, дидактическими материалами, техническими средствами обучения.

Деятельность школы регламентируется. Продолжительность обучения определяется, исходя из возможностей вуза. Для занятий выделяется специальный день или часть дня, хотя это и требует от учебного отдела усилий при планировании работы данной группы преподавателей.

В Школе допускается также и заочная форма работы для тех преподавателей, которые в силу объективных или субъективных причин не могут посещать специально организованных занятий.

Состав слушателей Школы, продолжительность, форма обучения и периодичность проведения занятий определяются приказом ректора образовательного учреждения.

Планирование работы Школы осуществляется из расчета не менее 80 учебных часов на весь период обучения, который определяется, исходя из возможностей образовательного учреждения, и может значительно превышать академический учебный год. В данный объём времени могут включаться разнообразные формы деятельности начинающего преподавателя, связанные с повышением его квалификации: участие в научно-практических конференциях различного уровня, в работе совещаний и профессиональных конкурсах, проводимых как самим образовательным учреждением, так и другими ведомствами - Министерством образования и науки Краснодарского края, Министерством здравоохранения Краснодарского края и т.д.

Учебные планы и расписание занятий разрабатываются методическим отделом и отделом научных исследований и разработок учреждения, согласовываются с учебным отделом, с руководителями кафедр. В течение года содержание плана может быть откорректировано в соответствии с потребностями практики. Так, для выполнения требований ФГОС о защите выпускной квалификационной работы в рамках итоговой государственной аттестации выпускников тематика занятий циклов была дополнена соответствующими разделами и потребовала привлечения ученых и преподавателей других научных и образовательных учреждений на договорной основе - КРИА ДПО ФГБОУ ВПО КГАУ, ГБОУ ВПО КубГМУ, ФГБОУ ВПО КГУ, НЧОУ ВПО «АЛСИ» и.др.

Завершается обучение в Школе педагогического мастерства проведением и анализом открытых занятий, сообщениями на конференциях и т.д. Для оценки деятельности преподавателей, прошедших занятия в школе заочно, могут быть предъявлены дополнительные требования - представление учебно-методических комплексов дисциплин (модулей), собеседование с руководством Школы.