Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Образование в нашей стране в последнее десятилетие постоянно подвергается критике. Не избежало этой участи и дошкольное воспитание. Отмечается, что физическое и психическое здоровье детей на протяжении дошкольного периода развития ухудшается, дети заорганизованы и малоподвижны. (Л.И. Абросимова, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Т.И. Ерофеева, Г.А. Урунтаева, Б.П. Яковлев и др.).

Разработанная нами программа «Югорские истоки сибирского здоровья» имеет цель создание целостной технологии, обеспечивающей оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья детей «группы риска по туберкулезу».

Объектами воздействия определены: костно-мышечная система как основа здорового функционирования всего организма и психо-эмоциональное благополучие всех участников педагогического процесса.

Научная концепция проекта базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина (1968), учении о здоровье и здоровом образе жизни (Ю.П. Лисицын, 1998; Л.Г. Апанасенко, 1988) и современной теории оздоровительной физической культуры (В.К. Бальсевич, 2000).

Суть нововведений программы заключается в восполнении объективной недостаточности двигательной активности дошкольников через разумное увеличение физической нагрузки для развития костно-мышечной системы ребенка, а так же в предупредительном воздействии оздоровительных мероприятий на возможные факторы увеличения заболеваемости всех участников образовательного процесса.

Увеличение нагрузки для укрепления и развития костно-мышечной системы предполагается путем использования в занятиях физической культурой степ-платформ, фитболлов и силовых упражнений.

Другое направление предполагает распределение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих способов в комплексы оздоровительных сессий. Эти комплексы объединяют как традиционные, уже используемые в детском саду средства здоровьесбережения, так и вновь вводимые: элементы виброгимнастики, «веселые пробежки», профилактические комплексы упражнений для сохранения зрения, фитотерапевтическую систему. Предполагается три оздоровительные сессии. Комплекс каждой оздоровительной сессии имеет свою направленность:

  • 1 сессия - «Адаптационная» сентябрь - ноябрь. Ее профилактическая направленность определяется такими факторами, как: адаптация вновь поступающих детей, адаптация после отпуска (воспитанники и педагоги), неустойчивость климата осеннего периода. Поэтому, комплекс включает средства психологической поддержки, профилактики простудных заболеваний.
  • 2 сессия - «Осторожно! Грипп» декабрь - февраль. Направленность сессии - повышение сопротивляемости организма к эпидемиологическим факторам.
  • 3 сессия - «Внимание! Авитаминоз» март-май. Направлена на восстановление ухудшенного за учебный год функционального состояния организма.

Программа реализуется в рамках педагогического процесса. При этом ставится задача не увеличить общий объем организованной деятельности детей дополнительными занятиями, а изменением содержания деятельности достичь оптимальной развивающей нагрузки, не нарушая режима дня ввести новые элементы здоровьесбережения.

В результате целенаправленного педагогического воздействия:

  1. Укрепится здоровье детей, произойдет тренировка физиологических функций организма, интенсивное развитие получат движения, двигательные навыки и физические качества. Все это будет способствовать всестороннему гармоничному развитию личности ребенка.
  2. Будет создана система физического развития, ориентированная на работу с соматически ослабленными детьми.
  3. Будет выработан алгоритм организации физкультурно-оздоровительной работы в рамках психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка в педагогическом процессе на основе активного взаимодействия всех его участников.