Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Инструментом диагностики уровня достижений обучающихся любого образовательного учреждения, в том числе и интегрированных колледжей, являются контрольно-измерительные материалы (КИМы), представляющие совокупность заданий различного типа, позволяющих выявить уровень достижения обучающихся в освоении ими знаний, умений, компетенций по конкретной учебной дисциплине, предмету или объекту профессиональной деятельности [2].

В состав КИМов включаются традиционные и тестовые задания, а также ситуационные или контекстные задачи. Наибольшей педагогической ценностью являются задания, которые имеют ценовую характеристику в баллах, что позволяет контрольно-измерительным материалам придать количественную характеристику, сделать оценку деятельности более объективной.

Инновационным компонентом являются ситуационные задания - задачи, которые позволяют выявить умения аттестуемых проанализировать ситуацию, раскрыть и обосновать стратегию своего поведения в этой ситуации, выбрать оптимальный вариант ее разрешения (выхода из этой ситуации) [1].

Эти задачи выявляют способность, возможность и желание обучающегося теоретически охарактеризовать, а в ряде случаев практически осуществить соответствующую деятельность.

С позиций компетентностного подхода ситуационные задания должны быть обязательной частью любых КИМов, так как только с их помощью можно выявить уровень сформированности тех или иных компетенций - способности, возможности и желания обучающегося выполнять данную деятельность.

Важнейшими факторами, позволяющими повысить педагогическую эффективность КИМов, являются: а) наличие в заданиях, их образующих «ценового» компонента, выраженного в баллах; б) наличие методики обоснования «ценового» компонента, так как традиционные задания и контекстные задачи часто трудно количественно оценить [3].

Необходимо отметить, что задания, предлагаемые разработчиками ЕГЭ, хотя и имеют оценку в баллах, тем не менее, эта оценка далека от реальности и является формальной и зачастую не обоснованной и гуманистически негативной.

В проводимом исследовании, посвященном повышению педагогической эффективности КИМов, разработана методика формирования «ценового» компонента различных заданий, составляющих КИМы, в том числе и тестовых. Применение КИМов, разработанных на этой основе, позволило увеличить спектр подвергающихся проверке учебных элементов и повысить уровень когнитивности, энотивности и креативности обучающихся в колледжах.