Требования, предъявляемые к современному дошкольному образовательному учреждению, достаточно высоки. За качеством работы детского сада наблюдают родительская и педагогическая общественность, органы управления образованием, представители средств массовой информации. В связи с этим возникает необходимость, с одной стороны, объективной оценки уже достигнутых результатов, а с другой - сравнение их с ожидаемыми прогнозами. Поэтому для повышения эффективности организации воспитательно-образовательного процесса важно не только овладеть системой объективных диагностических методик по усвоению программного содержания дошкольниками, но и прогнозировать результаты.
В современных педагогических исследованиях проблеме педагогического мониторинга уделяется большое внимание Л.П. Качалова [1], Н.В. Микляева [3], Попов В.Г., П.В. Голубков [4], С.Е. Шишов и В.А. Кальней [8].
Мониторинг - теоретически обоснованные измерения оценки результатов обучения, способные дать объективные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах С.Е. Шишов и В.А. Кальней [8].
«Мониторинг, - отмечают В.Г. Попов, П.В. Голубков, определяя цель мониторинга в образовании, - призван информировать о состоянии педагогической системы (процесса), о тех изменениях, которые происходят в ней и могут произойти, с последующим переводом этих знаний на язык управленческих решений»).
В нашем исследовании мониторинг качества обучения и его применение в педагогическом процессе рассматривается как одно из условий, способствующее достижению поставленной цели развития образовательного учреждения. В частности, мониторинг качества обучения в данном аспекте представляет собой динамический процесс, который включает диагностику качества обучения, уровня обученности, обработку и анализ полученных результатов, принятие управленческих решений по улучшению качества обучения, оптимизацию деятельности воспитателей. При рассмотрении вопроса повышения качества образования проблему разработки педагогического мониторинга образовательных учреждений поднимают А.Н. Майоров [2], Н.В. Микляева [3], С.Е.Шишов и В.А. Кальней [8]. Согласно результатам их исследований, применение мониторинга в воспитательно-образовательном процессе дает возможность воспитателям и специалистам освоить направления деятельности, которые помогут решить вопросы: как системно диагностировать и на этой основе управлять качеством обучения и воспитания дошкольника?
В современной педагогической литературе представлены различные определения педагогического мониторинга.
По мнению А.А. Орлова [5], педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
Объект педагогического мониторинга - результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.
Его функцией является как выделение показателей, способных охарактеризовать образовательный процесс и образовательное учреждение в целом, так и обеспечение непрерывного исследовательского слежения за состоянием и прогнозированием развития педагогической системы.
Таким образом, под педагогическим мониторингом понимается:
- во-первых, форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы;
- во-вторых, метод постоянного исследования, в реализации которого осуществляется нормативная контрольно-аналитическая деятельность.
С.Е. Шишов и В.А. Кальней отмечают: «...Под мониторингом мы понимаем систему контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровня усвоения учащимися учебного материала и его корректировку». Иными словами, мониторинг - регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в воспитательно-образовательном процессе.
Так или иначе, но описание любой системы мониторинга должно отражать следующие позиции:
- название модели мониторинга;
- краткое описание способа применения методики;
- контекст модели (где и при каких условиях модель эффективна);
- внутренние возможности оптимизации модели;
- управление (указания по разработке и внедрению методики);
- требования, предъявляемые воспитателям, задействованным в проведении системы мониторинга;
- требования к материально-техническому обеспечению образовательного учреждения, на базе которого будет применяться разработанная система;
- интегративная модель оценивания (педагогическая диагностика);
- принципиальные преимущества и недостатки модели.
Для обеспечения эффективности мониторинга в дошкольном образовательном учреждении важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация: полнота, релевантность, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга. Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга.
В научной литературе, посвященной проблемам управления, психологии, педагогики указываются виды мониторинга, в структуре которых заложены разные основания. Применительно к дошкольному учреждению можно выделить следующие виды мониторинга:
- по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);
- по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);
- по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
- по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
- по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);
- по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
- по формам объектно-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ);
- по используемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.).
Таким образом, проведенный анализ различных подходов к проблеме мониторинга, позволяет определить для нашего исследования мониторинговый подход как необходимое условие управления качеством образования. При этом спецификой нашего подхода выступает поэтапный мониторинговый подход к управлению качеством обучения в дошкольном учреждении, который можно представить в виде следующей модели.
Этапы мониторинга |
Основные направления деятельности по реализации поэтапной системы мониторинга |
Выполнение участниками учебного процесса управленческих решений и ответственность за их реализацию |
Подготовительный этап |
1. Анализ педагогического процесса, влияющий на качество обучения дошкольников. |
Заведующая детским садом, старший воспитатель - анализ и оценка результатов обучения. Управленческие решения по улучшению качества обучения дошкольников. |
2. Выявление основных критериев мониторинга, необходимых для объективной оценки качества обучения. |
Старший воспитатель - описание критериев и выявление условий обеспечения мониторинга. Стимулирование воспитателей и специалистов на поиск путей по выявлению объективной оценки качества обучения. |
|
3. Разработка механизма внедрения мониторинга качества обучения. |
Педагогический совет, творческая группа - составление плана основных направлений деятельности по внедрению мониторинга. Управленческие решения по организации механизма мониторинга в воспитательно-образовательном процессе. |
|
4. Разработка системы статистической обработки данных мониторинга качества обучения. |
Старший воспитатель - описание методик и форм, подготовка методических рекомендаций по улучшению качества обучения дошкольников. |
|
Практический этап |
1. Подготовка воспитателей, специалистов к проведению мониторинга качества обучения. |
Старший воспитатель - методические рекомендации по проведению мониторинга качества обучения. Организация семинаров по процедуре проведения мониторинга с педагогами и специалистами в рамках педагогической учебы. |
2. Проведение диагностики качества обучения воспитанников (оценка, обработка, анализ результатов) |
Старший воспитатель, воспитатели - проведение диагностики. Принятие управленческих решений по организации деятельности, направленной на повышение качества обучения дошкольников |
|
3. Создание системы мониторинга по отслеживанию результатов обучения |
Заведующая детским садом, старший воспитатель, творческая группа - принятие управленческих решений по улучшению качества успеваемости дошкольников на основе созданной системы мониторинга. |
|
4. Создание структуры методической службы управления качеством обучения и внедрения мониторинга в образовательный процесс. |
Старший воспитатель, творческая группа по проведению мониторинга педагогического процесса в дошкольном учреждении, обеспечивающего повышение качества обучения. |
|
5. Отработка оптимальной модели организации мониторинга управления качеством обучения. |
Педагогический совет образовательного учреждения. Принятие управленческих решений по содержанию педагогического процесса, направленного на повышение качества обучения дошкольников. |
|
Обобщающий этап |
1. Подготовка аналитических материалов в рамках мониторинга качества обучения в дошкольном учреждении |
Старший воспитатель, творческая группа по проведению мониторинга качества обучения. Заведующая детским садом, старший воспитатель - аналитические справки по результатам мониторинга педагогического процесса. |
2. Обработка, обобщение и анализ данных мониторинга. Корректировка и прогнозирование результатов образовательного процесса. |
Старший воспитатель - принятие управленческих решений по планированию педагогического процесса в дошкольном образованном учреждении. |
|
3. Создание банка данных по результатам педагогического мониторинга качества образования. |
Старший воспитатель - банк данных на базе методического кабинета дошкольного образовательного учреждения. |
Модель управления качеством обучения воспитанников позволяет определить состояние и тенденции изменения качественных параметров в образовательном процессе дошкольного учреждения; создать банк данных по результатам мониторинга качества обучения; совершенствовать модель управления качеством обучения на уровне образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Качалова Л.П. Мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических знаний студентов // Педагогика. - 2000. - № 9. С. 60-65.
- Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М: Интелект - Центр, 2005.
- Мониторинг в современном детском саду: Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Попов В. Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 2. С. 30.
- Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. М.: 1996.
- Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении // Управление ДОУ. 2002. № 6.
- Терзиогло Е.И. Управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеренбург , 2001.
- Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: 1998.