Свершившиеся в начале нового тысячелетия глобальные природные катастрофы, беспрецедентные по своим масштабам террористические акты, локальные военные конфликты убедительно свидетельствуют, что в современном мире человек не может чувствовать себя достаточно защищенным от ЧС. Изменившиеся на рубеже XXI в. спектр и характер угроз безопасности личности, общества и государства обозначили новые подходы к оценке рисков в основных сферах жизнедеятельности. Только человек, обладающий знаниями об опасностях современного мира, представляющий себе их сложную природу и глубокие взаимосвязи, новые закономерности и неразрывное единство элементов системы человек-биосфера-техносфера, способен во всех областях своей деятельности целенаправленно стремиться к обеспечению безопасности собственной, общества и следующих поколений. Хорошо известно, что источником огромного числа чрезвычайных ситуаций явились не техника или стихия, а человек. Значительная часть опасностей, рисков современного мира и «пусковой механизм» их реализации находится в нас самих. Предотвратить возникновение ЧС по вине человека или резко снизить их число вполне по силам обществу. На решение этой задачи направлены усилия медиков, юристов, социологов, психологов и специалистов в разных сферах безопасности. Везде и всегда самым надежным барьером для любой опасности, связанной с многогранной деятельностью человека, являлись, с одной стороны, опыт и практические навыки, а с другой, - нормы права и буква закона.
Медицинская служба гражданской обороны со времени своего становления накопила большой практический опыт работы, усовершенствовала и укрепила материально-техническую, правовую, научную, методическую базу. Опыт работы МСГО еще раз подтвердил, что оказание медицинской помощи пострадавшим при ЧС имеет свою ярко выраженную специфику. В связи с этим повысились требования к уровню подготовки выпускников медицинских вузов, прежде всего в части практических умений и навыков, позволяющих самостоятельно эффективно оказывать помощь. Даже высококвалифицированные специалисты узкого профиля, не знакомые с особенностями организации и оказания медицинской помощи в условиях дефицита времени, ограниченных диагностических и лечебных возможностей, не смогут оказать адекватную помощь большому числу пострадавших.
Знание медицинскими работниками особенностей своей деятельности в условиях применения противником средств массового поражения и при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф будет служить быстрейшему восстановлению здоровья пострадавшего населения и возвращению его к труду, способствовать снижению инвалидности, смертности, а также предупреждению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
Принимая во внимание, что для ликвидации последствий ЧС привлекаются все медицинские силы региона и более 20% погибших могли быть спасены при своевременно и квалифицированно оказанной медицинской помощи, целесообразно введение в обучение организационным вопросам оказания помощи учащихся и студентов всех средних и высших медицинских учебных заведений.
Цель, достигаемая, при обучении студентов по дисциплинам Безопасность жизнедеятельности и Основы безопасности жизнедеятельности, проводимые в рамках учебной программы в нашем учебном заведении - ознакомить студентов с основами деятельности медицинской службы гражданской обороны России, сформировать целостную систему взглядов на ее организацию, помочь им в освоении материала данной дисциплины, а также избежать ошибок при организации медицинского обеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени.
Обучение дисциплинам отражает новые тенденции развития системы медицинской службы гражданской обороны (МС ГО) в изменившихся геополитических, экономических, научно-технических реалиях нашего времени и освещает основные принципы ее организации. Подробно разбирается медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия, методики расчета санитарных потерь, большое внимание уделено вопросам организации коллективной защиты населения и его медицинского обеспечения, особый акцент поставлен на организации работ формирований МС ГО при ведении спасательных работ в очагах поражения.
После того как, у студента, в ходе занятия, сформировалось общее представление о действии изучаемой группы чрезвычайных факторов, предлагается самостоятельное решение ситуационной задачи. Подбор заданий (задач) проводится дифференцированно, в зависимости от целей учебного занятия. В условиях задач моделируются аварийные ситуации на объектах г. Краснодара, использующих в своей деятельности аварийно-опасные химические вещества (АОХВ), например: завод им. Седина - метанол, очистные сооружения - хлор, хладокомбинат им. Кирова - аммиак и др. Железная дорога, проходящая через густонаселенные районы города, в связи с перевозкой больших объемов нефтепродуктов, синильной кислоты, спиртов и других АОХВ, представляет серьезную опасность в формировании очагов массовых санитарных потерь. Решение задачи идет с постановкой диагноза на основании описанной клинической симптоматики, с характеристикой формирующихся очагов массовых санитарных потерь, с назначением объема медицинской помощи в соответствии с этапом эвакуации, на котором находится пострадавший. А также отрабатываются практические навыки с использованием приборов химической и радиационной разведки, стандартных средств дегазации и дезактивации, необходимые для индикации и обезвреживания подействовавшего вещества. Для оптимизации решения задачи разработан стандартный бланк.
Таким образом, в ходе практического занятия у студентов формируется комплексное представление об изучаемой чрезвычайной ситуации. Отрабатываются практические и организационные навыки оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций в г. Краснодаре и Краснодарском крае.
Знания, получаемые студентами, являются базовыми в системе подготовки медицинских работников-организаторов, они необходимы для дальнейшего успешного освоения особенностей медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, правильного понимания медико-тактической характеристики различных катастроф, способствуют лучшему восприятию материала по организации медицинской службы гражданской обороны в военное время.
Реализация на практике процесса активизации для развития способностей студентов к оказанию помощи в условия чрезвычайных ситуаций осуществимо с помощью педагогической технологии, разрабатываемой в Военном учебном центре Кубанского государственного аграрного университета, а также инновационных технологий, используемых в процессе обучения на кафедре естественнонаучных и фундаментальных дисциплин [4].
Формирование, развитие и проявление профессиональной направленности студентов на эффективную деятельность во время ЧС (ПНвЧС) является многоаспектным и многоуровневым в системе обучения студента-медика, и перекликается по многим вопросам с процессом подготовки воина-контрактника, осуществляемой Учебным военным центром ВПО ФГБОУ КубГАУ. Личность медицинского работника в системе МСГО формируется не только в период профессиональной подготовки, но и в практике непосредственного взаимодействия с командным составом МСГО, с сотрудниками МСГО, в ходе общения с друзьями и товарищами, в различных формальных и неформальных объединениях, под влиянием многих неконтролируемых и слабо контролируемых факторов и условий. По точному выражению Л. С. Выготского, для формирования и развития личности очень значимой оказывается «социальная ситуация развития». Именно поэтому даже на начальных этапах профессионального самоопределения, становления и развития личности подчас приходится не только и даже не столько заниматься формированием и развитием ПНвЧС студента-медика, сколько осуществлять перестройку и переконструирование мотивов, лежащих в основе его ПНвЧС. Сказанное справедливо не только для начинающих студенто-медиков, но и для медицинских работников, имеющих определенный стаж и опыт оказания помощи в ЧС.
П. А. Корчемный [2], А. Г. Маклаков [3], и др. полагают, что задача органов военного управления, управления МСГО, преподавателей БЖД и ОБЖ, воспитателей, психологов в таких и аналогичных им случаях заключается в оказании студенту-медику, работникам службы МСГО необходимой психолого-педагогической помощи, состоящей в проведении соответствующей развивающей, коррекционной, а при надобности и реабилитационной работы. Не может остаться в стороне от этой работы и сам медицинский работник. Он должен занять по отношению к себе активную жизненную позицию и освоить приемы саморазвития, самокоррекции и самореализации.
Проведение психологической диагностики, получение соответствующих психодиагностических данных в практической психологии важны не сами по себе, они необходимы для разработки эффективных общих и дифференциально-психологических средств и психотехнологий активного развивающего и преобразующего (коррекционного и реабилитационного) воздействия на личность. Именно в своем единстве, в совокупном применении психодиагностические, развивающие и преобразующие средства и психотехнологии позволяют осуществить рациональное планирование, организацию и проведение на этой основе целенаправленного, дифференцированного, индивидуального, а значит, и подлинно личностного подхода к активизации, коррекции и развитию военно-профессиональной направленности воина-контрактника.
Анализ психологической литературы свидетельствует о том, что разработка средств активного воздействия на личность является одним из актуальных направлений отечественных и зарубежных практико-ориентированных психологических исследований и инновационных психотехнологий в современной психологической науке. Ю. А. Кореляков выделяет два наиболее существенных требования, которым должны удовлетворять такого рода средства: 1) это преодоление доминирования фронтальных форм работы и по возможности более полный учет различных аспектов индивидуальности личности; 2) это отказ от манипулятивного стиля, директивности рекомендаций и максимальный учет резервов саморегуляции, самоорганизации и самоуправления личности.
К. Холл, Г. Линдсей полагают, что реализация данных требований в практику означает учет такого фундаментального личностного качества, которое в современных теоретических и экспериментальных психологических исследованиях личности обозначают термином «самость». Именно эти требования стали определяющими в модифицированной программе «Сам себе психолог», нацеленной на активизацию, коррекцию и развитие ПНвЧС личности студента-медика.
Педагогическое прогнозирование в данном случае заключается в предсказании ближних и дальних психолого-педагогических результатов адаптации и становления студентов-медиков, совершенствовании их профессионализма в условиях ЧС. Педагогические решения направлены на выбор оптимальных способов индивидуального и коллективного влияния на личностные качества студентов-медиков. Организация исполнения этих решений связана с реализацией учебно-боевых и воспитательных планов, программ и педагогических решений [1,6].