В настоящее время существует огромная проблема в обеспечении учебного процесса тематическими больными. Значительно снизилось количество пациентов, желающих даже под контролем преподавателя участвовать в студенческом приеме.
Возросшая конкуренция на рынке стоматологических услуг, значительное сокращение государственного финансирования ортопедической стоматологии, достаточно высокая стоимость работ и право выбора врача пациентом фактически свели к критическому минимуму количество пациентов на студенческом ортопедическом приеме. Все это наряду с возможностями студентов получения информации об изучаемом предмете, материалах, методах лечения, а также большому разнообразию стоматологической информации в социальных сетях создает значительные трудности в освоении студентами практических мануальных навыков.
Особенностью нашей врачебной специальности является возможность отработки многих практических навыков студентами стоматологического факультета с использованием фантомов. У студента появляется уникальная возможность научиться четко, точно проводить врачебные манипуляции на фантоме, являющемся посредником между пациентом и будущим врачом. Кроме того фантом позволяет без ущерба для здоровья пациента совершать ошибки, без которых невозможен путь начинающего врача, и исправлять их.
Обучение студентов основным мануальным навыкам, обеспечивающим проведение лечебных и профилактичес-ких мероприятий по программе подготовки врача-стоматолога общей практики, является одной из первостепенных задач кафедры ортопедической стоматологии[1,2].
С целью создания условий для решения задач разработки системы подготовки практических навыков студентов по ортопедической стоматологии на фантомах в соответствии с программой специальности на кафедре ортопедической стоматологии был организован фантомный класс на 30 рабочих мест. Он был оборудован рабочими столами, портативными стоматологическими бормашинами «RamPro-150», пластмассовыми фантомами челюстей со съемными зубами, электрошпателями, расходными материалами.
Основными видами практических навыков в период прохождения фантомного обучения являются: препарирование зубов под вкладки, культевые штифтовые вкладки, различные виды искусственных коронок и мостовидных протезов, снятие анатомических оттисков, изготовление восковых базисов с окклюзионными валиками, проведение параллелометриии, моделирование каркаса бюгельного протеза, постановка искусственных зубов.
Схема практических занятий с обучением фантомным навыкам по ортопедической стоматологии имеет следующий вид: проверка исходного уровня знаний по данной теме-демонстрация выполнения практического навыка преподавателем (эталон, стандарт)-четкое задание студенту-самостоятельная работа студента-сравнение выполненного задания со стандартом-оценка-обсуждение допущенных ошибок и при возможности их устранение - повторение выполнения мануального навыка студентом с доведением его до стандарта-определение уровня усвоения изученного материала.
Однако, для освоения студентом необходимого объема мануальных навыков и формирования фундамента врачебной деятельности недостаточным является обучение навыкам на базе кафедр. Базой для обучения студентов общеврачебным и специализированным практическим навыкам становится Центр практических навыков, в котором проходят обучение студенты 1-5 курсов стоматологического факультета [3].
Аудитория оборудована мультимедийным комплексом для просмотра учебных видеофильмов и для проецирования на экран манипуляций преподавателя. Студенты работают на индивидуальных фантомных стоматологических модулях, представляющих из себя полноценное рабочее место врача-стоматолога с фантомами головы и челюстей.
Помимо стандартных фантомов, студентам предоставляются для работы разработанные в Университете гипсовые фантомы челюстей с пластмассовыми зубами в виде зубного ряда (КСОФ-1).
При изучении практических навыков по ортопедической стоматологии преподаватель демонстрирует методики обследования пациентов и другие, необходимыев клинике, практические навыки, манипуляции. После этого студенты отрабатывают методики на фантомах в Центре практических навыков. Студенты учатся снимать тиски с фантомов челюстей. После отработки навыков на фантоме челюстей студенты допускаются к препарированию на фантоме головы человека.
Препарирование под различные виды ортопедических конструкций проводится на фантомах КСОФ-1.
Таким образом, работа на фантомах позволяет студенту освоить необходимые умения, не нанося урон здоровью человека, научить работать в соответствии с современными алгоритмами оказания помощи, повысить уровень выполнения сложных медицинских манипуляций, оценить эффективность собственных действий.
Сценарный подход к обучению, моделирование клинических ситуаций значительно повышает усвояемость умений и поднимает обучение на качественно новый уровень образования.