Успех управленческой деятельности в здравоохранении во многом зависит от уровня подготовки руководителей всех уровней по основным разделам менеджмента, грамотного использования опыта управления, научно обоснованного подхода к решению проблем учреждения.
В одной из международных декларации Всемирной медицинской ассоциации сказано: «Качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования». С учетом демографической ситуации в России необходима разработка и внедрение единых подходов к диагностике, лечения, медицинской реабилитации и профилактике заболеваний, оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи [1, 2].
И здесь особую роль в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров и освоении ими высоких технологии отводится системе последипломного образования, информатизации обучения.
Не подлежит сомнению, что «уровень, качество и темпы развития сестринского дела в здравоохранении в значительной степени обусловлено состоянием кадров, системой их профессионального образования, в которой важнейшее место должна занимать подготовка управленческого и педагогического сестринского персонала» [2].
Совершенно очевидно, что перед профессиональным образованием встает задача подготовки руководителей сестринского звена, способных обеспечить высокую эффективность работы медицинского персонала.
По традиции в ЛПУ главная и старшая медицинская сестра едва ли были полномочны составлять бюджет, расходы на оборудование, проводить оценку сотрудников или результатов ухода за пациентами.
В связи с эволюцией роли медсестры - менеджера к подобным навыкам предъявляются серьезные требования. Немаловажную роль в решении этих задач играет повышение квалификации.
Программа усовершенствования «Современные аспекты управления экономики здравоохранения» включает 144 часа, из них 44 часа (22 теория и 22 практики) отводится на изучение темы «Управление системой здравоохранения, ресурсы здравоохранения», включающей в себя вопросы:
- Роль руководителей среднего звена как менеджера.
- Компоненты управления элементы управления, уровни системы управления.
- Цели, принципы, методы управления.
Современная концепция маркетинга, задачи менеджера больницы:
- Маркетинг услуг, маркетинг места, маркетинг идей.
- Организация работы главной медицинской сестры.
- Допуск к практике, номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического образования. Подготовка медицинских кадров.
- Управление материальными ресурсами здравоохранения.
- Нормирование труда среднего медицинского персонала. Штатные нормативы.
- Оплата труда работников здравоохранения РФ.
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов МАОУ ВПО КММИВСО разрабатывает новую очно-заочную форму прохождения усовершенствования. В программе выделены следующие модули:
Система и политика здравоохранения в РФ по охране здоровья населения, основы социальной гигиены, теоретические основы сестринского дела.
Управление системой здравоохранения, планово-экономическая и финансовая деятельность медицинских учреждений.
Основы законодательства и права в здравоохранении, психологические и педагогические аспекты деятельности главной и старшей медицинских сестер.
Вопросы инфекционной безопасности. Основы информатики.
Так как данная форма обучения носит дистанционный характер, после проведения предцикловой подготовки и изучения тематического модуля каждый слушатель получит задание для самостоятельной работы по содержательному и практическому компонентам и отработает данный материал в условиях профессиональной деятельности [3, 4].
Слушатели ФПК будут иметь возможность обращаться в консультационный пункт, систематически функционирующий на базе ВУЗа и получать, не только консультации, но и соответствующую программу действий на период между цикловыми сессиями. Цикл усовершенствования рассчитан на 2 года, состоит из 4-х цикловых сессий, продолжительностью по 1 неделе. В конце каждой сессии сдается зачет, а в конце 4-й, последней сессии - экзамен. Эта форма повышения квалификации сократит финансовые затраты ЛПУ, связанные с направлением работника на учебу, не создаст проблем на работе и дома из-за длительного отсутствия, и все вместе сохранит и будет стимулировать у медицинских сестер привычку к постоянной и непрерывной учебе.
Такой подход обеспечит систему, включающую в себя самообразование и саморазвитие специалиста в условиях образовательной и профессиональной деятельности, что является национальной идеей образовательной политики России.
В условиях внедрения различных форм финансирования и повышения конкурентоспособности требуется реализация социального партнерства, одной из форм которого является проведение циклов повышения квалификации по заявке конкретного ЛПУ по актуальным для данного медицинского учреждения.
На наш взгляд наиболее приемлемой формой такого партнерства в системе ДПО является проведение циклов тематического усовершенствования. Кафедрой педагогики и психологии разработана программа тематического усовершенствования «Основы управления, менеджмента, психологии в современном здравоохранении» рассчитанная на 72 часа (42 часа теории и ЗО часов практики).
В программу тематического усовершенствования включены разделы:
- Психология управления.
- Личность руководителя и эффективность управленческой деятельности.
- Мышление и интеллект руководителя.
- Социальная психология групп.
- Эффективная команда: шаги к созданию.
- Педагогическое мастерство менеджера сестринской службы.
В соответствии с заявками ЛПУ циклы проводятся с частичным отрывом от работы. Преподавание осуществляется силами кафедры педагогики и психологии МАОУ ВПО КММИВСО.
Незаменимые качества лекторов, такие как интеллигентность, академическая образованность, доброжелательность в общении с аудиторией и стремление не оставить без внимания и ответа любой вопрос слушателя способствует формированию представления об идеале менеджера сестринской службы ЛПУ [1, 4].
Такая форма повышения квалификации, во-первых, сокращает экономические затраты ЛПУ, направляющих своих работников на учёбу; во-вторых, не возникают сложности с заменой длительно отсутствующих работников и всё это сохраняет и стимулирует медицинских работников привычку к постоянной непрерывной учёбе [2,5].