Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В наше время происходит переход от индустриального общества к информационному. Открываются большие возможности для развития человека, более эффективного решения его многих профессиональных, экономических, социальных проблем. Однако использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими им ориентироваться в новом информационном пространстве. Наша задача предоставить такие образовательные услуги, которые бы готовили юное поколение к информационному будущему. При таком подходе информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач, их применение обеспечит повышение качества образования.

Понятие «педагогическая технология» получает все более широкое распространение в теории обучения.

Идея обучения, основанного на ресурсах информационной технологии, связана с исследовательской моделью обучения. Основная идея этой моделизаключается в том, что учащихся необходимо научить тем методам работы, которые ученные используют при решении проблем и исследовании неизвестных ранее областей знаний. Исследовательский тип обучения предполагает, что учитель знакомит учащихся с вопросом или проблемой, требующей разрешения. Учащиеся должны проанализировать ситуацию и объяснить свою гипотезу на основе данных, собранных и представленных для дискуссии. Большое значение придается процессу исследования, но накопление знаний также очень существенно. Эта модель применима к использованию на любой ступени обучения.

Главное на что делается акцент - это интерактивность в учебном процессе. Вовлечение учащихся в изучение предмета под различным углом дает возможность им почувствовать себя в центре изучаемых событий.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором проявляется самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Взаимодействия преподавателя и ученика ориентированы на формирование, устойчивых мотивов учения, мыслительных и творческих способностей.

На сегодняшний день существует большое количество новых педагогических технологий. «Технология опережающего образования» или теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС), педагогика сотрудничества или «обучение в сотрудничестве» (ОВС), артпедагогика, информационно коммуникативные технологии (ИКТ) - являются примерами эффективных педагогических технологий.

Остановимся на двух:

1. Образовательная технология ТОГИС реализует деятельностно-ценностный подход к образованию.

Функция учителя в ТОГИС - постановка целей и планируемых результатов, организация деятельности обучающихся, управление ею и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшимся.

Методы обучения - проблемный и модельный.

Направления применения - выработка навыков научного исследования, организация эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств.

Генерирование способов решения проблемной задачи.

Рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с достижениями общественного развития.

2. Основной идеей ОВС является самостоятельная работа учащихся в малых группах (от 2-х до 5-и человек), учебные задания структурируются таким образом, что все члены группы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материала и решении задач.

Функция учителя в ОВС - организация групповой деятельности учащихся, консультирование отдельных учеников или группы учащихся, анализ результатов деятельности учащихся.

Основные принципы ОВС - группы формируются предварительно, с учетом психологических особенностей учащихся.

Группе дается одно задание, роли (председатель, секретарь, теоретик, и т.п.) распределяются либо самими учащимися, либо при помощи учителя.

Оценивается работа всей группы, а не одного ученика.

Учитель, а иногда сами учащиеся, выбирает представителя группы, который должен отчитаться за выполнение задания.

При разработке уроков физики на любой из ступеней обучения целесообразно использовать как отдельные технологии, так и комплексное использование элементов нескольких эффективных педагогических технологий.

Комплексное применение на уроках физики элементов педагогических технологий в различных вариациях способствует более эффективной организации учебного процесса, активизации познавательной деятельности

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.

Применение информационных технологий на уроках физики в следующих направлениях:

  • мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
  • подготовка дидактических материалов для уроков;
  • использование готовых программных продуктов по своей дисциплине;
  • работа с электронными учебниками на уроке;
  • поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
  • работа на уроке с материалами Web-сайтов;
  • разрабатываю тесты, используя готовые программы - оболочки.

Используя компьютерные технологии, провожу тестирование по текущим темам в течение всего учебного года. Тестирование осуществляется также дистанционно, регулируя время выполнения и количество попыток, осуществляя не только локальный контроль по темам, но и фронтальный, по выбранным темам, задавая случайный выбор вопросов. Контроль осуществляется через электронный журнал, в котором учитывается время выполнения заданий и количество попыток и количество ошибок, допустимых учащимся

К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Мною разработана и систематизирована медиатека уроков - презентаций по всем разделам курса физики.

Презентация дает мне возможность проявить творчество и индивидуальность. Учащиеся и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке.

В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Одной из форм моей работы с одаренными детьми является формирование у них исследовательской компетенции. Учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, изучают проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний в области физики, экологии, биологии и др. наук.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся.