Согласно календарно-тематическому плану для студентов факультета СПО при изучении дисциплины «Экономические и правые основы производственной деятельности» предполагается рассмотрение темы: «Факторы производства».
Цели занятия:
1) Студенты должны узнать, что факторы производства - это ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг;
2) Студенты должны научиться различать экономические ресурсы и факторы производства;
3) Студенты должны понимать роль рынка факторов производства.
Цели занятия:
1) Студенты должны узнать, что факторы производства - это ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
2) Студенты должны научиться различать экономические ресурсы и факторы производства.
3) Студенты должны понимать роль рынка факторов производства.
Понятия, с которыми студенты должны ознакомиться в ходе занятия:
- Земля
- Капитал
- Предпринимательство
- Труд
- Факторы производства
- Экономические ресурсы
Ход занятия:
Организационный момент (5 минуты).
Сообщение темы занятия (3 минуты).
Закрепление нового материала (40 минут).
Предлагаю вам первое задание.
Задание № 1 (выводится на экран с помощью проектора).
К какому фактору производства можно отнести:
- Воздух
- Предприниматель
- Банкир
- Лес для производства мебели
- Лес
- Фермер
- Трактор
- Природный газ
- Геолог
- Деньги
Под схемой мы оставляли место, попробуйте самостоятельно отнести каждый из предложенных примеров к какому-либо фактору производства, а потом мы проверим. (На задание отводится 3 минуты, затем идет обсуждение и проверка. В ходе проверки акцентирую внимание учащихся, что деньги не являются фактором производства).
Преподаватель |
Студент |
- Если бы вы решили стать предпринимателями и производить свой товар, что вам понадобилось бы, как вы думаете? - Правильно. Все это называется факторами производства. Давайте запишем тему урока: «Факторы производства». (Задачи урока в виде вопросов записаны на доске) В конце занятия будет проведен устный опрос по следующим вопросам: Что такое факторы производства? Чем они отличаются от экономических ресурсов? Какова роль факторов производства в экономике? Найти ответы на эти вопросы нам поможет сказка. |
Предполагаемые ответы: - материалы; - станки; - машины; - рабочие.
|
Объяснение нового материала (30 минут)
Преподаватель |
Студенты |
Все это называется факторами производства. Итак, записываем определение: Факторы производства - это ресурсы, которые используются для производства конкретного товара или услуги. Ресурсы - это все, чем располагает общество для удовлетворения потребностей людей. Давайте сравним эти два понятия. Как вы думаете, какое из них шире? - Правильно. Давайте посмотрим на конкретном примере: Рабочая сила - это ресурс, а те рабочие, которые участвуют в производстве конкретного товара (например, хлеба) - фактор производства. Идем дальше. Факторы производства можно разделить на группы:
Оставьте под схемой немного места, оно нам понадобится позже. А сейчас давайте разберем каждый фактор производства. Земля - все, что создано природой и используется для производства товаров и услуг. Приведите, пожалуйста, примеры.
А теперь запишите в своих тетрадях любые два или три примера. Капитал - все, что создано человеком и используется для производства товаров и услуг. Приведите примеры.
Труд - способность человека создавать (производить) что-то полезное. Приведите примеры различных профессий.
Предпринимательство - способность принимать решения, придумывать идеи. К этому фактору относятся предприниматели. Мы разобрали все виды факторов производства, а теперь подумайте и назовите главный, по-вашему мнению, фактор производства. |
Предполагаемый ответ: Шире понятие экономические ресурсы, потому что ресурсы - это все, чем располагает общество, а факторы производства - это то, что мы используем для производства конкретного товара или услуги.
Студенты называют факторы производства, относящиеся к «земле».
Студенты называют факторы производства, относящиеся к капиталу. Затем записывают 2-3примера в тетрадь.
Студенты называют факторы производства, относящиеся к «труду» и записывают в тетрадях несколько примеров.
Предполагаемый ответ студентов: Они называют разные факторы и обосновывают, почему считают его главным. В результате коллективного обсуждения приходим к правильному варианту ответа и записываем вывод: «Главного фактора нет. Если что-то убрать - ничего не получится». |
Задание № 2. Придумайте по три примера на любые факторы производства и попросите своего соседа по парте отнести эти примеры к соответствующему фактору производства. (На задание отводится 5 минут, затем мы слушаем несколько пар, исправляем ошибки).
Задание № 3. Я называю несколько факторов производства. Вам необходимо дополнить этот ряд недостающим фактором. (см. приложение № 1). На задание отводится 5 минут, работа идет по вариантам. (По окончании выполнения задания проверяем и исправляем ошибки).
Задание № 4. Назовите, какие факторы производства используются при пошиве одежды. (В течение 2 минут Студенты пишут в своей тетради все факторы производства, которые считают нужными. Затем начинается аукцион. Учащийся, назвавший последний фактор производства, получает поощрение).
Задание № 5. Дед из сказки отнес все, что ему было необходимо для производства колобков, к какому-либо фактору производства. Но я думаю, что он что-то перепутал. Вам нужно исправить ошибки, допущенные дедом. (см. приложение № 2). (На задание отводится 3 минуты, затем Студенты читают правильный вариант без ошибок).
Домашнее задание (5 минут).
Вам нужно узнать у родителей, какие факторы производства они используют на работе. Оформить в виде таблицы в тетради (фактор/примеры).
Организационный момент (7 минут).
Я обращаю внимание студентов на вопросы, написанные на доске. Несколько учащихся проговаривают ответы на эти вопросы. Самые активные студенты получают за работу на уроке оценки.