Актуальность исследования. Гуманистические идеи не новы для педагогики. Гуманистическое воспитание невозможно без осознания его личностного смысла, эмоционально-ценностного отношения к его основным идеям и категориям, а в педагогической науке пока ещё нет целостной, концептуальной теории гуманистического воспитания, есть только переработка отдельных идей (сотрудничества, педагогической поддержки, личностно ориентированного воспитания и др.). Идеи гуманистического воспитания должны пройти путь критического осмысления, переосмысления, принятия или отторжения, т.е. пройти путь, ведущий к пониманию их смысла [1, 2, 8].
Что же выступает барьером на пути гуманизации отечественного образования? Каковы возможности педагогического сообщества для реализации идей развития самооценки студента? Во-первых, реформирование российского общества не могло не сказаться на развитии системы образования, что повлекло за собой смену социоориентированной парадигмы на гуманистическую. Модель педагогической системы в рамках личностно ориентированной концепции имеет исходным основанием свободное развитие природных сущностных сил студента, педагогический процесс проектируется и осуществляется как создание условий для стимулирования и развития процессов самосознания, самореализации, самоопределения, самоутверждения индивида. Педагогическое сообщество получило реальную возможность творческого поиска, проектирования, функционирования гуманистической педагогической системы. Анализ образовательной ситуации показывает, что на смену единым унифицированным педагогическим системам приходит многообразие их моделей, стоящих на разных методологических основах [6]. Гуманизм, как учение, ориентирован на утверждение ценностей жизни, признание прав и свобод человека, его автономности и самоценности. По меткому замечанию выдающегося русского философа В.С. Соловьёва, гуманизм призывает к объединению усилий человека и общества ради блага «не всего человечества, но каждого отдельного человека» [5]. Гуманизм может рассматриваться как определённый вид культуры. А у культуры есть способность накапливать опыт, сохранять и самосозидать себя. Гуманистическое преображение общества начинается с воспитания человека. Поэтому ключом к гуманному обществу выступает решение проблемы гуманизации российской системы образования на разных её уровнях и в разных контекстах. Современный гуманизм органично связан с современным научным мировоззрением, отличительной чертой которого является методологический плюрализм и признание проблемности познания. Отсюда - определенная недосказанность и неясность, что намного лучше полной досказанности и ясности [3].
Формирующаяся новая государственная политика в области образования, «Федеральная программа развития образования России», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года» - актуализируют проблему подготовки кадров нового уровня. По меткому выражению российских классиков педагогики, «... только Личность педагога может сформировать другую Личность». Надо готовить - профессионально-компетентностную Личность!Быстро меняющийся техногенный, а теперь ещё и информационный мир весьма негативно стал влиять на самого человека, создающего его. Имеется в виду снижение уровня духовно-нравственного компонента образования формирующихся молодых поколений. Если материально-знаниевая составляющая образования этих поколений экспонентно растёт, то вторая составляющая не только не растёт (уровень), а падает [7]. В педагогических сообществах возникают процессы глубинной стратегичности, витагенной (жизненной) необходимостью которых является формирование нового типа личности, «тиражировать» которую можно с помощью инновационно-креативного образования, так как инновация и креативность - это те факторы, которые по своей сущности являются преобразователями всей системы отношений человека с миром и самим собой [4].
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование гуманистически ориентированного образования в вузе.
Методы исследования. Теоретические: анализ, синтез, систематизация, обобщение материала по гуманистическому подходу в образовании студентов медицинских вузов;эмпирические: анкетирование, тестирование по методикам: «Самоактуализационный тест», «Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В.В.Бойко)».
Результаты. В исследовании приняли участие 46 респондентов. Из них бакалавры сестринского дела - 16 респондентов; клинические психологи ФЭиУ - 15 респондентов; студенты ФВПО специальности «Сестринское дело» - 15 респондентов.
По итогам проведенных эмпирии-ческих исследований были получены следующие результаты: 50% респондентов 1-ой группы, 67% - 2-ой группы и 43% - 3-ей группы имеютвысокий балл по шкале ориентации во времени, такие результаты исследования показывают, что респонденты ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видят свою жизнь целостной.По шкале поддержки высокий балл имеют 81% респондентов 1-ой группы, 53% - 2-ой группы и 57% - 3-ей группы, что говорит об их относительной независимости в своих поступках, они стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками. Высокий балл по шкале ценностных ориентаций имеют 88% респондентов 1-ой группы, 87% - 2-ой группы и 57% - 3-ей группы, а 50% респондентов 1-ой группы, 13% - 2-ой группы и 43% - 3-ей группы имеют низкий балл, что говорит о том, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.
Исследование по шкале гибкости поведения показало, что высокий балл имеют 75% респондентов 1-ой группы, 67% - 2-ой группы и 71% - 3-ей группы. Это свидетельствует о степени гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении. Высокий балл по шкале спонтанности имеют 75% респондентов 1-ой группы, 80% - 2-ой группы и 86% - 3-ей группы, а 25% респондентов 1-ой группы, 20% - 2-ой группы и 14% - 3-ей группы имеют низкий балл, что свидетельствует о том, насколько индивид спонтанно и непосредственно выражает свои чувства.Исследуя шкалу самопринятия, мы отмечаем, что высокий балл имеют 44% респондентов 1-ой группы, 47% - 2-ой группы и 43% - 3-ей группы. Такие результаты исследования показывают степень принятия себя таким, как есть. По шкале познавательных потребностей высокий балл имеют 44% респондентов 1-ой группы, 60% - 2-ой группы и 71% - 3-ей группы. Это определяет степень выраженности у респондентов стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Анализ результатов исследования уровня личностной фрустрации показал, что 38% респондентов 1-ой группы, 60% 2-ой группы, 43% - 3-ей группы имеют низкий уровень фрустрации. Устойчивую тенденцию к фрустрации имеют 62% респондентов 1-ой группы, 40% 2-ой группы, 57% - 3-ей группы.
Таким образом, гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. Гуманизация образования предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности с учетом общественных потребностей и личных запросов. Обучение как процесс становления психических и личностных свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Среди гуманистических тенденций реального процесса обучения главной является ориентация на развитие личности. Доказано, что чем гармоничнее развита личность, тем свободнее оказывается человек в реализации своей личностной функции. Данная закономерность позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов обучения принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.
Заключение. Гуманизация образования сегодня - это построение педагогической деятельности, ориентированной на признание студента в качестве доминантного субъекта педагогического процесса и субъекта саморазвития, это ориентация на индивидуальность и уникальность человеческого образа, а не на социализирующую норму поведения. Гуманистически ориентированная педагогическая деятельность строится в контексте определенных ценностей, формируя практику, альтернативную массовой авторитарной системе образования. В результате проведенных исследований, мы видим, что большинство студентов стремятся к осуществлению потребностей в самоактуализации, однако, необходимо отметить, что достаточно большой процент не стремится к этому. Так же мы видим, что респонденты имеют устойчивую тенденцию к фрустрации. Фрустрированные потребности не позволяют реализовывать себя в полной мере. А самореализация будет свойственна человеку лишь в том случае, если все его потребности удовлетворены. Это говорит о том, что у респондентов может наблюдаться комплекс негативных эмоциональных переживаний, которые возникают в результате некого обмана ожиданий. Или - самообмана, вследствие не совсем корректной оценки реальной действительности. У них могут отмечаться такие отрицательные эмоции, как гнев, раздражение, досада, чувство вины. Так как достаточно большой процент респондентов не испытывает потребности в самоактуализации и большинство респондентов не мотивированы на приобретение знаний, использование только гуманистического подхода в образовании студентов медицинских вузов будет не целесообразно.