Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1. Общественные эксперты: - независимые учителя-новаторы; специалисты сельского хозяйства; родители; обучающиеся (дети); представители общественности; специалисты администрации по работе с молодежью и трудоустройству и т.п.

2. Цель экспертизы: дать социально-педагогическую оценку учебным источникам (планам, программам, пособиям) агропрофилированного характера с позиции социально-экономической и педагогической значимости.

3. Задачи:

  • провести компетентный анализ учебных источников по агрофпрофилю;
  • выделить позитивные моменты дидактической, воспитательной и развивающей направленности учебных источников;
  • выявить недостатки в предложенных учебных источниках, возможные их причины;
  • разработать практические рекомендации по совершенствованию учебных планов, программ, пособий;
  • определить пути и средства внедрения предложенных рекомендаций.

4. Критерии оценки содержания и дидактико-методического аппарата учебных источников агропрофилированного характера.

4.1 Критерии оценки для учителей и специалистов сельского хозяйства.

4.1.1. По учебным планам:

  • соответствие характера предметов избранному агропрофилю (овощеводческому, животноводческому, комплексному и т.д.);
  • соотношение учебных часов по базовым и агропрофильным предметам согласно ГОС и вариативным программам;
  • характер реализации межпредметных связей: базовые предметы --- агропредметы; желательно, чтобы профильные предметы не опережали базовые по годам обучения;
  • проблема учебной перегрузки: желательно не допускать излишней многопредметности и их дробность.

4.2.2. По учебным программам:

  • структурированность ( 1) объяснительная или пояснительная записка; 2) содержание; 3) основные программные требования; 4) оборудование и средства; 5) межпредметные связи; 6) основные требования к знаниям и умениям учащихся; 7) примерные нормы оценок.
  • объяснительная записка раскрывает направленность, цель, задачи специфику профильного курса, заинтересовывает;
  • содержание соответствует основным научным положениям избранной отрасли, раскрывает практическое применение теоретических знаний, нацеливая учащихся на исследовательский интерес; желательно ориентировать учителя в примерном распределении учебных часов по темам;
  • основные программные требования к изучаемым темам (понятия, представления, термины, законы, закономерности, причинно-следственные связи, факты);
  • перечень основного оборудования и средства, исходя из обеспеченности школы, желательно иметь компьютерные технологии;
  • межпредметные связи по темам с целью возможной интеграции материала - «сводные уроки»;
  • основные требования к знаниям и умениям учащихся с конкретным выделением того, что знать, понимать уметь, в т. ч. предлагать практическое решение;
  • примерные нормы оценок:

Оценка «5», если ученик знает весь программный материал, не допускает ошибок, речь правильная, логичная, может ответить на видоизменнеенный вопрос;

Оценка «4», если ученик знает весь материал, не допускает ошибок, но может забыть незначительные факты;

Оценка «3», если ученик знает материал, допускает незначительные ошибки фактического характера, но проявляет систему в знаниях и умениях, речь должна быть грамотной;

Оценка «2», если ученик знает, умеет, но допускает грубые ошибки, неуверенность, не систематичен и последователен, речь прерывистая, без логической связи;

Оценка «1», если ученик ничего не знает, отказывается отвечать; обычно такая оценка в журнал не ставится.

4.2.3. По учебному пособию:

  • содержание (научное, не допустимо искажение научных фактов, особенно в угоду этническим традициям, народным приметам и т.п., хотя они имеют место быть, но относятся к опыту);
  • дидактические требования: содержание должно носить мировоззренческий характер на основе материалистической диалектики, развивающую направленность (развитие мышления и др. психологических актов, личностных качеств: любознательности, настойчивости, трудолюбия и т.д.); способствовать внедрению новых информационных технологий, будить творческую мысль учителя, к примеру, оригинальными дидактическими заданиями, вопросами и пр.;
  • методический аппарат должен нацеливать пособие на постоянную связь с программой, для этого критериями могут служить дидактические требования и сама структура и содержание программы, поэтому очень важно составлять их в комплекте и единым коллективом авторов;
  • оформление должно соответствовать ГОСТу, если таковой есть; это означает, что учебное пособие должно быть красочным, соответствующим психологическому, возрастному восприятию колера, шрифта, бумаги; пособие должно быть написано правильным литературным языком, не перегружено терминами, фактами.

4.2. Критерии оценки для родителей и представителей общественности.

  • Гласность, принятие агропрофилированной школы (внутреннее согласие, понимание социально-экономического значения профиля).
  • Возможность контроля качества образования (создание общественного родительского совета, регулярность отчета школы перед родителями и представителями общественности).
  • Активное участие родителей и общественности в повседневной деятельности агрошколы (по плану) и в отчетных мероприятиях с анализом и предложениями.
  • Уверенность родителей в ответственности школы для правильной профориентации обучающихся, возможного будущего трудоустройства и выбора жизненного пути ( поступление в вузы и не только в соответствии с агропрофилем).

4.3. Критерии оценки обучающихся (детей).

  • Принятие агропрофиля школы (внутреннее согласие).
  • Активность в учебно-познавательной деятельности, особенно по предметам агропрофиля.
  • Вовлеченность в научно-исследова-тельскую и поисковую деятельность на основе агропрофилированного обучения.
  • Охваченность обучающихся различными инновационными формами и методами учебно-воспитательной деятельности.
  • Обеспеченность высоким качеством образования и уровня трудовой подготовки к жизни, к оптимистическому восприятию происходящих событий.
  • Умение быстро адаптироваться в социальной среде, быть жизнеспособным, т.е. стремиться к позитивному обустройству своей жизни, а для этого стремиться иметь хобби: риторство, пение, танец, художественно-прикладная деятельность, плотницко-столярные, слесарные, овощеводческие, животноводческие, агрономические и другие навыки и умения, необходимые в практике.

Резюме

Несмотря на безусловную актуальность проблемы, а также кажущуюся простоту её решения (много информации в литературе, в Интернете), практическая разработанность остается очень слабой. Предложенный вариант должен быть воспринят, как материал к размышлению и практической помощи. Если это случится, то мы будем только рады.