Анализ современной литературы показал, что в настоящее время исследовательская деятельность студентов воспринимается преподавателями как работа, осуществляемая в процессе обучения и строго по плану преподавателя, который в своей основе нацелен на изучение теоретических аспектов определенного направления соответствующей дисциплины [1]. Однако такое отношение не позволяет студенту «мыслить широко», то есть такая исследовательская деятельность будет больше всего похожа на деятельность, которая лишь констатирует факты. Однако исследовательская деятельность - это средство развития творческой личности, предполагающее стимулирование активности, самостоятельности и личной ответственности, работа «с наукой и над наукой», творческое применение знаний и умений, овладение методологией научного творчества. Ряд ученых полагает, что исследовательская работа студента - это обучение самопознанию, анализу, синтезу, обобщению, систематизации [7,10,11]. В связи с изложенным актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в настоящее время, в эпоху преобразований и модернизации, происходит переход от стратегии «выживания» к стратегии «процветания». В таких условиях особенно востребованы профессионалы, способные сравнивать, анализировать, исследовать, креативно мыслить.
Целью настоящей работы явилось определение оптимального взаимодействия учебной и исследовательской деятельности студентов как способа повышения качества их подготовки. Для решения поставленной цели нам представилось целесообразным осуществить диагностику исследовательских способностей студентов и провести сопоставительный анализ теоретических материалов по формированию и развитию исследовательских способностей студентов в процессе обучения.
Базой настоящей работы послужил МАОУ ВПО "Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования". В исследовании приняли участие 60 человек из числа студентов первого курса очной формы обучения факультета высшего профессионального образования специальности «Сестринское дело» и второго курса очной формы обучения факультета среднего профессионального образования специальности «Сестринское дело» повышенного уровня. В их числе, в возрасте от 17 до 20 лет было 30 человек (50% от общего числе испытуемых), от 21 года до 25 лет - 18 человек (30%), от 25 лет и выше - 12 человек (20 %). Из них женщины составили 60% (36 человек) и мужчины - 40% (24 человека).
Научно-исследовательскую деятельность как фактор развития личности студента изучали по методики В.И. Андреева [1]. Роль преподавателя в развитии исследовательского мышления студента оценивали по О.В. Анисимову [2].
Проведенные исследования показали, что студенты в исследовательской деятельности ценят возможность участия в научно-практических конференциях в 20% случаев (12 человек), радость творчества - в 40% (24 человека), возможность саморазвития - в 15% (9 человек), сам процесс исследования - в 10% (6 человек), открытие нового в 10% случаев (6 человек). При определении личностных качеств, необходимых для продуктивной исследовательской работы, у 20% респондентов (12 человек) было выявлено трудолюбие, у 8% (4 человек) - аналитичность, у 3% (2 человек) - терпение, у 10% (6 человек) - увлеченность, у 15% (9 человек) - сообразительность, у 12% (7 человек) - созерцательность, у 10% (6 человек) умение принять другую точку зрения, у 2% (2 человек) - пытливость и у 20% (12 человек) - склонность к экспериментированию. Осуществление исследовательской деятельности в процессе обучения способствовало существенным изменениям в формировании исследовательских умений. Так, за период наблюдения синтезировать научились 15% испытуемых (9 человек), сопоставлять разные точки зрения - 40% (24 человека), анализировать - 8% (4 человека), обобщать факты - 30% (18 человек), планировать деятельность - 7% (5 человек).
Представленные данные свидетельствуют, что в основе формирования и развития исследовательских способностей студентов лежит интеллектуальное развитие, определяющее также развитие мышления. Рассматривая эту зависимость в порядке прямой и обратной связи, можно заключить, что научное мышление в наибольшей мере развивается в исследовательской деятельности, требующей наибольшего интеллектуального напряжения студентов. Критериями готовности к исследовательской деятельности студента выступают уровень сформированности аналитического мышления, базовых исследовательских умений, таких как анализ, синтез, систематизация, классификация, обобщение, основными из которых выступают аналитичность, наблюдательность, пытливость, креативность. Полученные нами результаты согласуются с данными М.А. Беляловой, которая определила три уровня сформированности у студентов иссследовательских умений: первый фиксируется при преобладании ориентационно-оценочных умений, средний - конструктивно-оформительских и высокий - информационно-аналитических [3].
Таким образом, в учебном процессе целесообразна системность и после-довательность освоения способов профессиональной исследовательской работы, критическое осмысление изучаемых процессов и явлений, наблюдение по алгоритму за происходящим, сравнение по сходству и различию, выделение сущности, ядра информации, обнаружение противоречий. Развитию исследовательских способностей способствуют формы активного обучения, такие как проблемные лекции, поисковые задачи, дискуссии, «мозговые атаки», научно-практические конференции, импровизация. Становится все более очевидным, что исследовательская культура будущего специалиста в целом формирует профессиональную Я-концепцию студента, как будущего профессионала, позволяет ему активно использовать педагогический потенциал вуза для самопознания, саморазвития и самореализации.