Логика суха, поэзия жива. Логика не может танцевать; это невозможно. Поэзия может танцевать; поэзия это танец твоего сердца. Лишь поэзия может любить, лишь поэзия может совершить прыжок в парадокс любви. Поэзия, любовь, чувство придают тебе глубину, тепло. Ты становишься тающим, ты теряешь холодность. Ты становишься более человечным.
Ошо
Человек живет в мире ценностей. При этом далеко не все цели, как жизненные ориентиры, воспринимаемые личностью в процессе её социализации, становятся ценностями для неё. В структуру личностных ценностей, определяющих главную линию поведения, деятельности и общения с людьми, входит та часть усвоенных общественных ценностей, которая принимается и присваивается личностью на данном этапе собственного развития. Таким образом, идет процесс «духовного созревания личности», то есть освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей (самоконтроль, саморазвитие, уважение и забота, ценность человеческого общения, любовь, терпимость к недостаткам других, чуткость, жизнерадостность, уверенность в себе, широта взглядов, ответственность).
Формирование ценностей - одна из важных задач учебного заведения. Это процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, напротив, предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксеологических позиций.
Устойчивые отношения к действительности выступают качественными характеристиками личности. Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «равенство», «справедливость»..., когда само отношение выступает в качестве ценности. Оно исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека - носителя ценностного отношения [4].
На тренинге личностного роста используются разнообразные методы развития ценностного отношения студентов к себе, другим людям, будущей деятельности, к жизни, и на одном из занятий мы обращаемся к поэзии как мощному средству психологического воздействия на личность, несущему смыслы и эмоции. Занятие проходит в режиме библиотерапии - чтения специально подобранных стихотворений с целью регуляции и коррекции ценностно-смысловой сферы студентов, нахождения ими новых жизненных смыслов или утверждения старых нравственных ориентиров.
Наиболее впечатляющим образом, по мнению Р. Арнхейма, демонстрирует силу своего воображения рассказчик или поэт. В своей форме конкретное поэтическое произведение упраздняет определенное отношение между элементами с помощью двух основных механизмов. Связки редуцируются или элиминируются, и поэт остается наедине со «словами, твердыми и блестящими, как бриллианты. Слово - это элемент. Слово- это материал. Слово - это объект». Эстетическое совершенство, по сути дела, есть не что иное, как средство, с помощью которого художественные высказывания достигают своей цели. Образы при этом не только должны быть правдивыми, они также должны быть доведены до как можно лучшей реализации; ведь именно благодаря своей прозрачности и мощи объект искусства воздействует на человека [1].
Дрешен Ю.Н. утверждает, что прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоциональные состояния: горе и печаль, счастье и радость. Хорошая книга никогда не оставит человека равнодушным и безразличным. Умело подобранная книга может оказать Большую помощь. Упавший духом человек почерпнет в ней силу и мужество, уверенность в себе и бодрость. Оказывая влияние на внутренний мир человека, книга способна выравнивать эмоциональное состояние, содействовать воспитанию воли, делая характер более устойчивым. Искусство слова способно изменить взгляды личности, а порой и её жизнь - настолько пленительна и неодолима эта сила. И если иногда простого, теплого дружеского слова достаточно, чтобы поднять человеку настроение, ободрить, придать ему мужества и сил, то художественное слово, звучащее со страниц книги или со сцены, тем более способно в нужный момент оказать благотворное воздействие на настроение и мысли человека, причем воздействие это ярче и эффективнее [2].
По сути дела, в оздоровительных целях к книгам прибегают тогда, когда формируют у людей навыки адаптации к жизни, духовное развитие и творческий рост. Выбор этих направлений обусловлен стремлением обеспечить равновесие между интеллектуальными и неинтеллектуальными факторами в процессе обучения и воспитания. Причем общим исходным логическим основанием в этих направлениях является влияние на психическое здоровье и формирование личности.
Поэтическое произведение улучшает наше настроение и волнует наше воображение тем бесспорнее, чем заботливее выбирает автор черты, способные наводить на нечто конкретное или приводить в движение ту сферу моторных и чувственных спутников, которые заменяют для нашего сознания все точно представленное и осмысленное.
Гегель настаивал на том, что поэзия есть «всеобщее» искусство и может быть выражена во всякой форме (символической, классической, романтической - тогда как архитектура преимущественно связана с символической, скульптура - с классической, а живопись и музыка - с романтической формою), ибо ее собственное содержание есть фантазия, эта общая основа всех социальных форм искусства и отдельных искусств
А. Солженицын говорил о своем ощущении литературы как единого большого сердца, колотящегося о заботах и бедах нашего мира. О том, что именно литература способна внушить человеку понимание горя и радости, масштабов и заблуждений никогда не пережитых им самим чувств. Сфокусировавшая в себе эмоциональный опыт человечества художественная литература рассчитана на тех, кто способен сделать своим опыт, пережитый другими.
Библиотерапия считается важным терапевтическим и профилактическим средством, рассчитанным на различные категории, возрастные группы (дети, молодежь, люди среднего возраста, пожилые, пациенты больниц и т.д.). Она может использоваться для улучшения межличностных отношений, может помочь человеку выработать терпение и понимание.
Перед занятием студенты получают задание принести стихотворения, способствующие личностному росту (о смысле жизни, о любви, гармонии, межличностных отношениях или произведения, которые когда-то запали в душу и до сих пор при воспроизведении вызывают положительные эмоции, особые переживания). Преподавателем также подбираются авторские произведения и стихотворения других авторов.
На самом занятии после прочтения и обсуждения сказок и притч мы приступаем к чтению поэтических произведений, в процессе которого студенты находят и озвучивают эмоциональные отклики, сходства позиций и идей с мировоззренческими взглядами авторов произведений, проводят параллели с собственной жизнью, сопереживают героям; отмечают облегчение, так как становятся понятными проблемы, значения рока (судьбы); отмечают ясность понимания ситуации, изменение отношения, а в будущем и поведения.
Подобные занятия, на наш взгляд, способствуют формированию устойчивых взглядов на мир, учат человеколюбию, критическому отношению к себе, развивают любовь к чтению, обогащают духовный мир личности студента.
Мы знаем, что эффективность работы специалиста обусловлена не только уровнем его научно-теоретической подготовки и приобретенными профессиональными навыками, она в не меньшей степени зависит от его личностной зрелости, уровня нравственной культуры, владения навыками общения. Поэтому проведение тренинга личностного роста с использованием методов искусствотерапии даёт преимущество выпускникам нашего вуза, так как формирует полноценного специалиста с активной жизненной позицией и сознанием долга перед обществом, в котором живёт и трудится.
В заключение хотелось бы представить несколько авторских произведений, которые звучат и обсуждаются на занятии.
***
Часто бывает: мы дарим добро
Людям, которые это не ценят,
Людям, которым всегда все равно,
С кем они трудности делят,
Людям, которые все на пути
К славе, к успеху применят,
Людям, которые всем вопреки
Будут всегда что-то делать.
Дарим энергию, дарим труды,
Часто здоровье срывая себе,
Делаем море в стакане воды,
Делаем то, чего нету нигде:
Летом мы снег добываем и лед,
Жаркое солнце - зимою,
А из падения сделать полет
Можем, но это не стоит
Того, чтобы люди плевали на нас
За помощь в ответ и улыбку,
Чтоб каждые сутки иль каждый час
Они нашу искали ошибку.
Делать добро не каждый умеет,
Но мы должны верить всегда,
Что жизнь за добро нас прекрасным наделит,
И зло пропадет навсегда.
***
Покуда ветер дует в спину,
И подчиняешься ему,
Никто не верит в твою силу.
Ты слаб. И знаешь, почему?
Ты повернись ему навстречу
И сделай шаг, потом другой,
И ты почувствуешь, что легче
Уж управлять тебе собой.
Пусть с виду ветер непокорный,
Бушует и сбивает с ног,
Но силен тот, чей дух упорный
Найти себя в том ветре смог
И воспротивился неволе,
В которой столько лет прожил.
Не подчиняйся ему боле!
Ты человек! В тебе есть пыл!
***
У поэта душа открыта,
Заходите ж в него смелей;
Коли сердце ещё не разбито,
Разбивайте его скорей!
У поэта нет силы бороться
И желанья такого же нет,
Любит тех, кто над ним смеётся
И молчит на обиду в ответ.
Уважает врагов беспощадных,
Что завидуют тихо ему,
Скромно прячет свои награды
От глаз ненасытных в углу.
У поэта всегда в доме гости,
И повсюду веселье и смех.
Нет ни лжи, ни обиды, ни злости,
Ведь поэт несёт людям лишь свет.
***
Улыбнись идущему навстречу,
Загляни приветливо в глаза;
Иногда всё это душу лечит,
Не забудь, но только иногда.
Не желай дурного, не завидуй,
Ведь тебе лишь это навредит;
Не пытайся слабого обидеть -
За него сильнейший отомстит.
И себя не возвышай над миром,
Жизнь живи, Но помни об одном:
Ты не должен быть лишь командиром,
Но и быть не должен ты рабом.
***
Ах, как же всё же хочется
Взять в руки всё, что колется,
Объять всё необъятное
И на луну слетать...
Как хочется взять облако
И погонять верхом на нём,
Стать магом на секундочку
И всех заколдовать:
Чтоб мирно жили воины,
Чтоб все были настроены
Такими быть счастливыми,
Без крыльев чтоб летать...
Как хочется, чтоб заново
Мы начинались с малого,
Великими закончились
Пред тем, как ляжем спать...
***
Голосом любви поёт планета,
Если ты, конечно же, влюблён.
И парит мечта в просторах неба,
Если ты мечтою окрылён.
Шелестят деревья о покое,
Если у тебя в душе покой;
Друг твой положительно настроен,
Если у тебя такой настрой.
Ветер говорит о вкусе жизни,
Коль она, действительно, вкусна,
И когда читаешь его мысли,
У тебя внутри цветёт весна.
Ну а если ты по жизни мрачен,
Возмущаешься и требуешь тепла,
То ответ мой будет однозначен:
«Постарайся изменить себя!!!»