Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1
Современные управленческие технологии в высшем образовании ориентированы, прежде всего, на функционирование вуза как саморазвивающейся системы, в которой расчет на плановое финансирование образовательной и научной деятельности высших учебных заведений из государственного бюджета, заменяется стратегией активного саморазвития за счет различных (в том числе государственных) финансовых источников [1] (см. таблицу).

В представленном в таблице контексте, экономическое содержание нового подхода к управлению системой высшего образования состоит в том, что современные управленческие технологии ориентированы, прежде всего, на функционирование вуза как относительно обособленной саморазвивающейся и самодостаточной системы, когда индивидуальный расчет на системное бюджетное финансирование образовательной и научной деятельности высших учебных заведений заменяется стратегией их активного саморазвития, как за счет самоокупаемости, так и за счет других финансовых, в том числе государственных источников (спонсорство, грантовые ресурсы).

Таблица

Макроэкономические детерминанты реформирования системы управления высшим образованием

Стратегия модернизации высшей школы

Важнейшие методологические принципы совершенствования системы высшего образования

Методологические установки управленческой деятельности в системе высшего образования

 

Обеспечение принципа «обучение через исследование» как основы высшего образования

 

Единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой

Сохранение ориентации на развитие фундаментальных наук

Непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней

Участие ученых вузов в решении региональных проблем в промышленном секторе и социокультурной сфере

Инновационная направленность деятельности от проведения фундаментальных научных исследований до разработки, передачи в практику и тиражирования наукоемких технологий, в том числе образовательных

Создание условий для поддержки и повышения интеллектуального уровня талантливой молодежи

Привлечение в научно-образовательный процесс высококвалифицированных кадров и использование современного оборудования

Организационное, учебно-методическое и информационное взаимодействие между подразделениями вуза,

равенство их в учебном процессе

 

Цель - обеспечение саморазвития конкретных вузов  

и всей системы высшего образования в целом

 

В этих целях необходимо совершенствование внутривузовского устройства и методов менеджмента, то есть развитие организационной структуры как функциональной среды деятельности вузов, а также системы управления ею.

Функциональная среда вузов как элементов системы высшего образования формируется под воздействием целого комплекса факторов внешнего окружения и является общей составляющей одновременно нескольких пересекающихся структур: конкретной территории, где функционируют вузы; научно-образовательных систем мирового, федерального и регионального уровней; регионального социума, включающего муниципальные подсистемы.

Значимость отдельных (как формальных, так и неформальных факторов) определяется конкретными историческими, социокультурными, социально-экономическими особенностями территории расположения вуза как функционального элемента системы высшего образования, с одной стороны, и его внутренним потенциалом - с другой. При этом следует отметить, что характерной особенностью региональных вузов является то, что они на каждом иерархическом уровне, а также в четырех основных срезах: образовательном, научном, социокультурном и хозяйственном - имеют определенные связи с соответствующими территориальными сферами управления и в пределах этих границ являются не в полной мере самостоятельными.

Иными словами, взаимодействуя с внешней средой, вузы реализуют определенные функции, часть которых соответствует функциям высшего образования как общественного института: формирование профессионально-квалификационного состава населения той или иной территории; формирование и воспроизводство потребительских стандартов населения региона; а также образовательных общностей; нравственных, правовых и политических норм и т.д.

В то же время вуз как основной элемент системы высшего образования является субъектом, осуществляющим, как и система образования в целом социально-экономические и хозяйственные функции. При этом особенности реализации этих функций зависят от типа учебного заведения, конкретно-исторических условий его деятельности, социально-экономического и культурного, то есть макроэкономического окружения. С точки зрения развития конкретного высшего учебного заведения, особое значение имеет его миссия, осознание и реализация выполняемой ими социально-экономической роли в собственном регионе.

В свете вышесказанного становится ясна роль МАОУ ВПО «КММИВСО» в подготовке для г. Краснодара и Краснодарского края медицинского персонала с высшим сестринским образованием. Специалисты этого профиля широко востребованы в системе здравоохранения нашего города и края. В связи с этим главной задачей вуза является подготовка грамотных креативных специалистов-медиков, владеющих современными медицинскими сестринскими технологиями диагностического и лечебного профиля, навыками работы на современном автоматизированном и компьютезированном медицинском оборудовании.

После освоения дисциплин программы обучения наш выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) :

в области лечебно-диагностической деятельности:

  • способностью выполнять сестринские манипуляции, подготавливать пациента к диагностическим процедурам, осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;
  • владением методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, готовностью обеспечивать квалифицированный уход за больным с учётом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту;
  • готовностью к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе, в том числе в составе лечебной бригады в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи больным;
  • готовностью оказать медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях;
  • способностью и готовностью к осуществлению реабилитационной деятельности (динамическому наблюдению и диспансеризации реконвалесцентов).

в области медико-профилактической деятельности:

  • способностью вести пропаганду здорового образа жизни;
  • способностью консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики и обострения различных заболеваний;
  • способностью обеспечить выполнение требований к лечебно-охранительному, санитарно-гигиеническому и санитарно-эпидемиологическому режиму в медицинском учреждении.

Только освоение указанного набора профессиональных медицинских компетенций позволит выпускнику МАОУ ВПО «КММИВСО» быть конкурентноспособным на рынке труда города и края, хорошо трудоустроиться в системе здравоохранения и внести свой вклад в поддержание здоровья населения.

На основании всего изложенного можно сделать вывод, что в нынешних социально-экономических российских реалиях наиболее актуальным путем развития высших учебных заведений является стратегия их активного саморазвития, как за счет самоокупаемости, так и за счет других финансовых, в том числе государственных источников (спонсорство, гранты, контракты).