Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1
В последние годы среди педагогов и психологов, учащихся и студентов, в том числе будущих медиков, отмечается повышенный интерес к решению интеллектуальных задач - загадок. Этот интерес не случаен,поскольку одной из серьезных проблем образовательного процесса является недостаточность профессиональных знаний [1,2,3], когда не только студенты, но даже интерны и ординаторы, прошедшие государственную итоговую аттестацию, испытывают затруднения в общении с пациентами и коллегами, при анализе и разборе клинических случаев, в процессе участия в консилиумах.

Известно, что наиболее эффективным способом формирования, пополнения и совершенствования профессиональных знаний и умений является индивидуальная активная познавательная деятельность [4,5]. Информационно - коммуникативная среда, в которой находится современная молодёжь, создаёт все условия для активного использования компьютерных средств и технологий в процессе обучения. При этом преподаватель помогает студенту ориентироваться в потоках информации, творчески к ней относиться, решать поставленные перед ним теоретические и практические задачи, стимулируя формирование у него системного клинического мышления. Результативность самостоятельного освоения материала зависит от методически грамотного управления умением обучаемого самостоятельно оценивать, перерабатывать, обобщать и использовать предоставленную ему специальную информацию.

На кафедре общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины КубГМУ, наряду с традиционными методами, разрабатываются и апробируются в учебном процессе интерактивные формы обучения. Так, на семинарах по дисциплине «история медицины» с 2013-2014 учебного года применяется игровая технология составления студентами тематических кроссвордов. Кроссворд - игра - задача, в которой различные фигуры из рядов клеток, заполняются перекрещивающимися словами со значениями, соответствующими теме занятия. В кроссвордах слова могут пересекаться не только одной, но и двумя или тремя буквами. Вопрос или определение любой задачи позволяют дать ответ в одно слово, не нарушая правило «одна ячейка - одна буква». Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Для привязки ответов к определениям или вопросам в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой.

Учебный кроссворд - это и своеобразная самопроверка, и занимательный тест, который тренирует память, расширяет кругозор, способствует развитию сообразительности. Обучающая и организующая роль кроссвордов заключается в том, что они позволяют процесс усвоения новых знаний осуществлять в непринужденной игровой форме, при которой у студентов появляется неформальный интерес к работе с тематической литературой, учебными пособиями, кибер-источниками, а положительные эмоции, возникающие у студентов в процессе интерактивного составления кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. В то же время данная технология позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения и дифференцированного подхода к студентам, выявляя уже на начальном этапе профессиональной подготовки тех, кто активно стремится к творческой деятельности.

Поскольку при обучении в интерактивном режиме присутствует мощный мотивационный фактор, проявляющийся в интересе студентов к обучению, в персональном, групповом и факультетском рейтинговом положении, то содержание исходного материала приобретает первостепенное значение. Процесс составления кроссвордов базируется на широком использовании предварительно подготовленных реферативных и презентационных материалов в формате Microsoft Office PowerPoint, учебных тематических фильмов как по традиционным дидактическим модулям, входящим в состав учебно-методического комплекса данной дисциплины, так и по темам, актуальным для изучения региональных аспектов истории медицины и здравоохранения Кубани.

Совершенно очевидно, что при использовании данной формы обучения педагог должен квалифицированно оценить соответствующие способности студентов. Разработанная авторами технологии шкала баллов позволяет достаточно адекватно оценить качество составленных студентами кроссвордов с учетом заданных преподавателем параметров. В оценочной шкале используются следующие критерии:

№ п/п

Критерий

Балл 0

Балл 1

1.

Время выполнения задания

превышает установленный интервал*

соответствует установленному интервалу

2.

Количество слов и определений

не соответствует заданию

соответствует заданию

3.

Соответствие нумерации определений и слов (в сетке)

не соответствует

соответствует

4.

Наличие перекрёстов в словах

нет

есть

5.

Наличие связной сетки, без изолированных участков

нет

да

6.

Грамотность

наличие более

одной ошибки

одна ошибка

7.

Аккуратность при выполнении

работы

есть замечания

работа выполнена

безукоризненно

* - установленный интервал соответствует времени демонстрации исходного материала

Проводимая на основе использования данной шкалы комплексная оценка результатов работы позволяет определить не только уровень подготовки и познавательной способности студента, но и степень развития его личностных качеств: низкий уровень (0 - 3 балла), средний уровень (4 - 5 баллов), высокий уровень (6 - 7 баллов).

С целью изучения влияния рассматриваемой формы обучения на результативность усвоения учебного материала и познавательную способность студентов нами проведен сравнительный анализ уровня успеваемости студентов по дисциплине «история медицины» за осенний семестр 2013-2014 учебного года в двух исследуемых группах. Первая - «экспериментальная» - группа включала студентов, которые на семинарах регулярно составляли учебные кроссворды. В нее вошли студенты II курса лечебного факультета (348 человек) и I курса фармацевтического факультета (30 человек), у которых изучение дисциплины «история медицины», согласно ФГОС-3, осуществляется в течение осеннего семестра. «Контрольную» группу обучающихся традиционными методами составили остальные студенты этих же факультетов (соответственно 115 и 47 человек).

Согласно полученным результатам, по итогам семестра средний балл в «экспериментальной» группе составил - 4,1, в «контрольной» - 3,5 (р < 0,001). Параллельно проведенный анализ данных рейтинговой системы оценки успеваемости студентов по дисциплине «история медицины» выявил достоверно значимое превышение удельного веса студентов «экспериментальной» группы, имеющих отличные и хорошие показатели успеваемости (соответственно 48,2% и 19,7%), против аналогичной доли студентов в группе «контроля» (32,1% и 0,3%, р < 0,001). Немаловажным представляется и тот факт, что заложенный в данной форме обучения игровой принцип не только максимально персонализирует образовательный процесс, давая студентам возможность демонстрировать свой интеллектуальный и творческий потенциал, но и повышает чувствительность каждого участника к эмоциональным реакциям своих коллег и межличностным явлениям, позволяя в полной мере прочувствовать механизм командной деятельности.

Таким образом, первый опыт применения данной образовательной технологии убедительно свидетельствует о ее возможностях достаточно активно развивать у студентов такие качества, как креативность, гибкость и оригинальность мышления, стимулировать потребность в совершенствовании студентами своей познавательной, коммуникативной и психологической компетентности. Полученные результаты позволяют судить об очевидной перспективности ее более широкого внедрения. Вместе с тем, в стремлении к максимальному соответствию общепринятым стандартам и требованиям [1], обеспечению валидности и надежности этой формы обучения, продолжается работа по совершенствованию ее методики и повышению объективности итоговой оценки.