По результатам наших исследований можно сказать, что будущие педагоги обычно относятся к проблеме здоровья подрастающего поколения, как к чему-то недостаточно важному, абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. В их иерархии ценностей доминируют материальные блага и карьера, если они и уделяют внимание здоровью, то главным образом его физической составляющей. К сожалению, для многих студентов педагогических ВУЗов и учителей общеобразовательных школ характерно однобокое представление о влиянии различных факторов на состояние здоровья. С одной стороны, имеется вполне адекватное представление о негативном влиянии различных факторов окружающей среды, а с другой - представление о факторах, способствующих поддержанию и укреплению здоровья, практически отсутствует, что и приводит в будущем к несоответствию теоретической и практической подготовки будущих преподавателей.
В идеале свою деятельность педагог должен бы проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Для этого, на наш взгляд, в педагогическом вузе будущими специалистами в обязательном порядке более углубленно должны изучаться такие дисциплины как возрастная физиология, гигиена, психология здоровья. Недопустимо оставлять часы, выделяемые на изучение дисциплин, на самостоятельную подготовку студентов, так как без поддержки и контроля педагога многие вопросы остаются не разобранными, а значит и непонятыми.
Применяемые сегодня педагогические средства и методы в большинстве своём не позволяют реализовать в комплексе обучающую, воспитательную, развивающую и оздоровительную направленность учебного процесса. Методология здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях не строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий научными учреждениями Российской академии образования, а именно: комплексность, системность, целостность, динамичность (повторяемость), репрезентативность, методическое единство. А низкий уровень физического и психического здоровья молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы современного общества, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.
Несмотря на множество разрабатываемых здоровьесберегающих технологий, проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения остается нерешенной, т.е. получение знаний учащимися и сохранение их здоровья являются взаимоисключающими понятиями. В связи с этим возникает необходимость поиска адекватных форм организации учебного процесса, внедрения здоровьесберегающих технологий, построенных на принципах гармоничного и всестороннего развития личности учащегося. Педагогика может и должна играть главную роль в воспитании здорового поколения.