Важнейшей предпосылкой психологической готовности студентов к профессиональной деятельности является формирование устойчивой системы мотивов учения, мотивационной сферы в целом, от которых зависит личная активность студентов в учебном процессе и успешность в будущей профессиональной деятельности. Изучение мотивов выбора будущей профессии, динамики мотивов учения в процессе овладения специальностью, выявление факторов, влияющих на изменение мотивов учебно-профессиональной деятельности, даёт возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное формирование студентов. Исследование, активизация и правильное использование действующих мотивов учения, влияющих на развитие профессиональной направленности личности, является важнейшей задачей современной психологии и педагогики в решении проблем профессиональной подготовки будущих специалистов.
Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в самом процессе формирования будущего профессионала; мотивы же являются мобильной системой, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
На формирование профессиональных намерений оказывают влияние как социально-психологические особенности молодых людей, так и их интересы, способности, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение, межличностные отношения. Ориентация на продолжение образования чаще всего обусловлена уровнем притязаний, самооценкой, а также стремлением добиться успеха.
Современный выпускник среднеобразовательного учебного заведения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и желать достижения успеха в своей профессиональной деятельности, в связи с чем важно прививать студентам интерес к накоплению знаний, к самообразованию и саморазвитию. Такая важность обусловлена бурным развитием системы образования и требованиям соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки специалистов.
В образовательном процессе вуза последовательно формируются три группы исследовательских умений: ориентационно-оценочные, информационно-аналитические и конструктивно-оформительские.
Таким образом, исследование профессиональной мотивации студентов является задачей, имеющей большое значение для повышения эффективности обучения
Несмотря на предположение о том, что большинство студентов среднего профессионального образовательного учреждения уже прошли первичное профессиональное самоопределение, осознанно выбрали конкретную специальность, и уровень их мотивации должен быть достаточно высок, данных по исследованию уровня мотивации студентов средних медицинских учебных заведений не так много, как того требует актуальность вопроса. В связи с этим в своем исследовании мы попытались ответить на вопрос о фактическом уровне мотивации к обучению у студентов среднего медицинского учебного заведения, обучающихся по избранной специальности.
В нашем исследовании принимали участие 68 студентов 2 и 3 курса ФСПО КММИВСО (специальности «Сестринс-кое дело», «Стоматология ортопедичес-кая», «Акушерское дело» и «Лечебное дело»).
Для определения уровня мотивации студентов к обучению мы использовали методику Т.И.Ильиной «Мотивация обучения в ВУЗе» применительно к среднему специальному учебному заведению. Данная методика содержит 3 шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Очевидно, что для успешного становления профессионала - специалиста среднего медицинского звена, наиболее важной является мотивация на овладение профессией.
При анализе результатов исследования нами были получены следующие данные.
У 22% (15 чел.) студентов преобладающим мотивом является стремление к приобретению знаний, любознательность; у 38% (25 чел.) студентов - стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества; у 40% (28 чел.) студентов - стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.
На основании данного исследования можно предположить, что у большинства студентов выявлена неудовлетворенность профессией.
При анализе уровня мотивации отдельно по каждому курсу выявляется тенденция к снижению мотивации на овладение профессией и повышение мотивации на формальное получение диплома к 3 курсу. Вероятно, это обусловлено некоторым временным разочарованием студентов при столкновении с реальностью практического здравоохранения во
время практики и возникшим в связи с этим некоторым несоответствием этой реальности с тем образом профессии, который был создан в их мечтах.
Рис. 1. Результаты исследования мотивации на овладение профессией
Можно предположить, что этот факт соотносится с тремя стадиями формирования внутренней позиции профессионала: на первой стадии - ярко выражено желание овладеть профессией, но слабо развиты представления о своих способностях и потребностях общества в специалистах данного профиля; на второй стадии - появляется осознание своих возможностей и способностей, формируется ориентация на собственно содержательные моменты деятельности; на третьей стадии - возникает адекватное представление о профессиональной деятельности, о своих способностях.
На практике же студенты, не имеющие мотивации к овладению профессией, испытывают трудности в процессе обучения и рано или поздно отказываются от него. Те же студенты, которые несмотря ни на что все же завершают обучение, в дальнейшем идут учиться или работать в совершенно иные профессиональные сферы.
Таким образом, для обеспечения успешности процесса профессионального обучения в его ходе необходимо учитывать уровень мотивации обучаемых.
Для достижения целей «выращивания» личности профессионала в среднем медицинском учебном заведении необходимо организовать такой учебный процесс, который обеспечивал бы переход от учебно-познавательной деятельности к профессиональной, с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, средств, предмета и результатов. Немаловажную роль в этой работе будет играть личность преподавателя и его умение организовать образовательный процесс.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов, для чего необходим комплекс мер, обеспечивающих согласованность образовательной и социально-экономической политики и через это - наглядность связи между уровнем учебной активности индивида и полнотой реализации его жизненно важных интересов.
В условиях образовательного учреждения недостаточную мотивацию к овладению профессией, обусловленную невысоким престижем профессии, возможной случайностью ее выбора, можно частично компенсировать в процессе обучения за счет интересного преподавания и демонстрации прикладной значимости профессии.