- «Гарантировать равный доступ к различным программам образования и социализации молодежи и взрослых (Цель 3);
- ...и улучшить все аспекты качества образования ... так, чтобы повсеместно достичь заметных и поддающихся измерению результатов обучения (Цель 6).» [2, с.5]
Для обеспечения всех граждан равным доступом к качественному образованию государство должно сопровождать данное направление всесторонними реформами образования.
Начиная с 90-х годов ХХ века, Правительство Российской Федерации приняло ряд федеральных целевых программ, направленных на системное реформирование образования с целью ориентации на потребности глобального информационного общества: «Концепция модернизации образования России до 2010 года», ФЦП «Электронная Россия 2002-2010 гг.», ФЦП «Развитие единой образовательной среды» 2001-2005 гг. С 2005 года стартовала новая реформа образования, объявленная национальным проектом «Приоритетный национальный проект «Образование», с целью ускорения модернизации российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
Но все эти реформы не будут успешными, если современный учитель не готов выступить в новой для себя роли - вместо главного источника информации и знаний стать сотрудником, соучеником и советчиком для учащихся, а те, в свою очередь, из пассивных слушателей и получателей информации - активными пользователями новых технологий и непосредственными участниками учебного процесса.
При этом сами учителя должны быть мотивированны и иметь доступ к полноценному обучению и профессиональному росту в использовании новых образовательных информационных технологий.
Об этом говорят и «публикации ЮНЕСКО: «Открытое и дистанционное обучение. Тенденции, политика и стратегии» [ЮНЕСКО 2004], «Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей. Руководство по планированию» [ЮНЕСКО 2005], «Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателей» [ЮНЕСКО 2005]». [2,с.16]
Сегодня появились новые технические средства с огромными обучающими ресурсами, влияющие на организацию учебного процесса. «Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде неразделенности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить о совокупности педагогических технологий, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств». [3,Т.2,с.150] Что же такое «педагогическая технология»?
«Технология» (от греч. texne - искусство, мастерство и logos - учение), т.о. «педагогическая технология» - буквально учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Г.К.Селевко определяет педагогическую (образовательную) технологию как «систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и пространстве и приводящую к намеченным результатам».
Цель современного образования - это построение такого учебного процесса, который гарантирует достижение запланированных ФГО Стандартом результатов обучения в школе, основанном на технологических средствах с применением новых образовательных информационных технологий (информационно-коммуникационных ИКТ), и как способ повышения эффективности образовательного процесса. Но, как сказал Джон Дэниел, заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по образованию (2006г): «Привлечение информационных и коммуникационных технологий в целях Образование для всех должно быть экономически эффективным, открывать новые возможности для распространения знаний и повышать качество образования. Для этого необходимо, чтобы они стали инструментом учения, а не дополнительным предметом. Эти возможности не будут реализованы, пока такие технологии не станут обслуживать, а не перегружать образовательные стратегии. Чтобы быть эффективными, ..., ИКТ должны сочетаться с более традиционными технологиями, таким, как книги...» [2,с.6]
Данное высказывание совершенно точно определяет проблему современного образования на сегодняшний день. Усилия, прилагаемые государством: информатизация образования, увеличение компьютерных информационных средств (компьютеров, интерактивных досок, мультипроекторов, электронных учебных пособий и других средств мультимедиа) - все эти количественные показатели до сих пор существенно не повлияли на качество образовательного процесса. Это обусловлено рядом причин:
- В научной, педагогической и специализированной литературе печатается очень большое количество статей, издается много брошюр, и практических пособий об использовании современных образовательных информационных и мультимедийных технологий в педагогическом процессе. В тоже время отсутствует единая целостная методика использования информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Мультимедиа (от англ. multi - много и media - средство) «конфигурация аппаратных средств и программного обеспечения, способных демонстрировать алфавитно-цифровые, графические и звуковые объекты в комплексе». [2,с.99]
- Одновременно с информатизацией образования должна повышаться всеобщая информационная культура учителя. Учитель должен иначе подходить к процессу обучения, так как изменился и сам дошкольник, приходящий в первый класс. Он требует визуальный, динамичный, интерактивный способ восприятия, который может быть реализован мультимедиасредствами. Отсюда следует, что и компьютерная грамотность учителя должна быть на должном уровне.
«Информационная культура - это совокупность качеств, отражающих знания и представления об информационных процессах в окружающем мире, владение информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, освоение систем морально-этических и юридических норм, ценностей, установок, связанных с ИКС, а также владение компьютерной грамотностью.
Компьютерная грамотность - умение использовать компьютерные программные средства, умение работать с электронным текстом, электронными таблицами, создавать презентации и базы данных». [3,Т.2,с.159]
- По подсчетам специалистов, лишь около 10% учителей регулярно используют электронные учебные пособия в процессе преподавания. [1,с.5] Одной из причин этого является то, что созданные многочисленные электронные учебные пособия: электронные учебники, энциклопедии, справочники, репетиторы, хрестоматии, контролирующие программы и т.д. могут быть хорошими помощниками учителю и являться полноценным дополнением к школьному учебнику, но, к сожалению, чаще всего они не в состоянии гармонично вписаться в учебный процесс, так как не всегда согласованы не только с учебником, но и со школьной программой в целом.
- «Настоящий» современный учитель сегодня не просто передает информацию ученику. Он переисследует, переинтерпретирует ее, перестраивая и форму, и содержание персональным образом. Создание собственных презентационных программ, контрольных материалов, компьютерных уроков, тренажеров, информационно-дидактических игр вот некоторый перечень творческого проявления владеющего ИКТ учителя. Но далеко не каждый учитель задумывается, насколько методически оправдано использование созданного им медиапродукта на конкретном уроке. Не всегда самостоятельные разработки позволяют эффективно добиваться поставленной цели. И вместо развивающего обучения, зачастую мы получаем традиционный объяснительно-иллюстративный метод, облаченный в красивую форму.
- Информатизация образования движется огромными шагами. Многие учителя и руководители образовательных учреждений неожиданно для себя оказались не готовы к такому техническому прогрессу. Приобретая, прежде всего персональные компьютеры, некоторые руководители не беспокоятся об оснащении кабинетов и интерактивными досками, и мультимедийными проекторами, которые не только разнообразят учебный процесс, но и обеспечат необходимую визуализацию образовательного процесса.
Таким образом, «рост компьютерного парка, оснащение школ интерактивными досками, мультимедийыми проекторами новыми образовательными программами, подключение школ и учебных кабинетов к Интернету, использование сетевых технологий требует не только качественно нового уровня информационно-технологической культуры учителя, но и совершенно новых подходов директоров школ к организации единого информационного пространства своих учреждений». [1,с.8]
Создание целостной методики использования ИКТ; соответствие электронных учебных пособий школьной программе и учебникам; создание учителями авторских продуктов, соответствующих дидактическим целям и обеспечивающих высокий качественный обучающий эффект; создание на уроке таких условий, которые позволяют ученикам ответственно и свободно учиться и действовать в продуктивном сотрудничестве с учителем, родителями и другими членами общества; создание и организация в процессе обучения такой информационной среды, которая поощряла бы каждого ученика стать успешным и ответственным, где учитель являлся советчиком и координатором процесса учения; создание крепких связей между содержанием образования и окружающей реальной жизнью ученика - вот лишь некоторые условия, способствующие качественным переменам в образовании в современных условиях модернизации и информатизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аствацатуров Г. О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133с.
- Семенов А. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании. Теория и практика./ Л. Переверзев, Институт новых технологий, Российская Федерация Е. Булин-Соколова, Центр образования «Технология обучения», Российская Федерация/ Авторизированный перевод с английского переработанный и дополненный. - Русское издание подготовлено и выпущено Институтом новых технологий (Российская Федерация) по поручению Отдела высшего образования ЮНЕСКО.- ЮНЕСКО, 2006г. - 327с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.