Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Быть счастливым счастьем других - вот настоящее счас-тье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке.

Н. И. Пирогов

Во всем мире профессия медицинского работника предъявляет определенные требования к его личности, к характеру, эмоциональной сфере, а также морально-этическим качествам, прежде всего, отзывчивости, состраданию, бескорыстию, чуткости, готовности в любую минуту, невзирая на обстоятельства, прийти на помощь.

Духовность современного молодого человека ослаблена из-за окружающего его множества разнообразных источников сильного воздействия негативного характера (подростковая преступность, наркомания, безработица, кризис духовности, падение нравственных ориентиров, низкий уровень общей культуры и патриотизма, негативные демографические процессы). Поэтому формирование нравственных ценностей и жизненных ориентиров у будущих медицинских работников является одной из самых важных задач для педагогического коллектива нашего института. Новое время требует новых подходов, нового смысла и содержания воспитания, и мы, как и многие наши коллеги, находимся в постоянном поиске новых идей, новых направлений, которые бы способствовали формированию целостной, гармонично развитой и социально зрелой личности. Одним из таких результативных направлений в нашей работе является волонтёрская деятельность.

Волонтерская организация - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Волонтерская деятельность в студенческой среде является способом, посредством которого:

  • в обществе поддерживаются и усиливаются такие человеческие ценности, как забота и помощь;
  • люди реализуют свои права и ответственность членов общества одновременно с процессом познания нового, совершенствования своей жизни, раскрытия своего полного человеческого потенциала;
  • могут быть установлены связи, которые, независимо от различий, способствуют тому, чтобы жить в здоровых, устойчивых сообществах, работать вместе над созданием инновационных решений общих проблем и построением общей судьбы [5].

Эффективность волонтерской деятельности как ресурса личностно-профессионального развития будущих медицинских работников в определенной мере зависит от ряда предпосылок, к числу которых мы отнесли ценностно-смысловое сходство профессиональной деятельности в здравоохранения и волонтерском движении, социальную активность студентов и спонтанное целенаправленное проявление ими альтруизма, наличие в вузе лидера, способного увидеть профессиональные смыслы в волонтерстве, организовать и возглавить волонтерскую деятельность.

Рефлексия, которая позволяет студенту, занимающемуся волонтерской деятельностью, не только получать личностный, профессиональный, эмоциональный опыт общения с различными категориями населения, но и осознавать, осмысливать и анализировать этот опыт, свои поступки, соотносить себя и собственные действия с предметной ситуацией, прогнозировать свое дальнейшее развитие, находить пути самоизменения. В дальнейшем рефлексия позволит будущему специалисту оценить свои профессиональные способности, соотнести их с целями и ожидаемыми результатами, позволит сделать всего себя предметом практического преобразования [5].

Волонтерское движение в институте существовало всегда. С 2014 года работает волонтерский отряд «Открытые сердца» - организация волонтерского сообщества единомышленников, объединенных общим смыслом, возможностью осуществлять социально значимую деятельность в вузе и за его пределами. Члены отряда осуществляют свою деятельность на основании положения, разработанной программы, перспективного плана, со своим логотипом, но самое главное: с огромным желанием безвозмездно помогать нуждающимся, посвящать им свое время, использовать свой опыт и знания.

Цели и задачи отряда направлены на популяризацию и повышение престижа здорового образа жизни, формирование новой политики здоровья в детской, подростковой и молодежной среде через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде здорового образа жизни и создание профилактических программ нового поколения в массовой профилактике социально значимых заболеваний.

В Краснодарском муниципальном медицинском институте волонтеры осуществляют свою деятельность по многим направлениям:

  • «Милосердие». Многие престарелые люди нуждаются в уходе. Кроме того, людям данного возраста необходимо общение, они остро переживают отсутствие собеседника, впадают в депрессивные состояния, от этого ухудшается качество их жизни. Наши студенты имеют положительный опыт в этой сфере, который способствует формированию качеств, необходимых для медицинских работников - внимания к пациентам, умения выслушать, желания помочь более слабым и нуждающимся в помощи.

В Клиническом госпитале для ветеранов войн города Краснодара в течение многих лет студенты регулярно выступают с литературно-музыкальными композициями, посвященными Дню Победы. Ежегодно в мае проводят благотворительные акции для ветеранов, проживающих в Комсомольском микрорайоне города, оказывают помощь престарелым людям на дому. Члены отряда организуют встречи с ветеранами войн и тыла.

  • «Здоровый образ жизни». Здоровая молодежь - здоровое будущее страны». Именно в детстве и юности закладываются у человека основы ответственного отношения к своему здоровью, формируется потребность вести здоровый образ жизни.

В связи с распространением вредных привычек среди подростков студенты института решили начать пропаганду здорового образа жизни еще у дошкольников. Учитывая особенности психологии детей 5-6 лет, мы определились, что именно студенты будут иметь успех, так как доверие детей к молодым людям 16-18-летнего возраста, волонтерам, одетым в яркую униформу, намного выше, чем к взрослым: они лучше воспринимают информацию, которая исходит от молодых ребят в игровой непринужденной форме.

Для апробации проекта были выбраны два детских сада города Краснодара. За 2013-2014 учебный год было проведено несколько тематических мероприятий: «Что ты знаешь о своем здоровье?», «Зарядка», «Питаемся правильно», «Гигиена полости рта», «Вредные привычки» и др.

Дети с радостью ждут студентов, с которыми им интересно общаться. Занятия проходят в игровой форме, с викторинами, упражнениями-разминками, просмотром презентаций. Кроме того, волонтеры организуют досуг маленьких посетителей детского сада: помогают проводить тематические утренники, игры, оказывают помощь в обустройстве детской площадки, дарят подарки. Студенты читают ребятам книги, мастерят с ними интересные поделки из бумаги и пластилина. Сегодня ощутимы результаты реализации данного проекта: воспитанники детского сада получают положительные эмоции и возможность общения со студентами, а будущие медики овладевают практическими навыками, позволяющими сформировать чувство гуманизма, милосердия и опыт общения с детьми. Это новое, но очень важное и очень интересное направление работы отряда.

Кроме этой работы, студенты-волонтеры проводят профилактические мероприятия для школьников и студентов, среди которых пропагандируют здоровый образ жизни. В перспективе готовится новое мероприятие с целью ознакомления подростков с инфекционными заболеваниями, передающимися половым путем.

Важными и традиционными направлениями остаются:

  • оказание благотворительной помощи детским домам, социально-реабилитационным центрам;
  • организация совместной работы студентов вуза и Краевого департамента молодежной политики (Краевой, городской, окружной Совет самоуправления молодежи);
  • пропаганда безвозмездного донорства.

Планируется и новое направление в работе волонтеров:

  • «Здоровая семья», которое предполагает проведение бесед для студентов института по актуальным темам: роль семьи в жизни человека, репродуктивное здоровье, аборт и его последствия, современные методы контрацепции.

Популярность волонтерства в институте растет, желающих записаться в отряд становится больше, и на это есть причины:

1) открывающиеся перспективы. Студенты включаются в эту деятельность для того, чтобы получить практический опыт работы с разными типами социальных учреждений, разными категориями людей, их проблемами. Это позволяет им уже в процессе обучения в институте овладеть определенным опытом специалиста в медицине. Кроме того, не исключается возможность определения студентом места работы, либо получения рекомендаций со стороны администрации учреждения, позволяющего студенту занять определенный статус в студенческом коллективе и т.д.;

2) признание. Студенты имеют возможность привнести что-то новое в свою профессиональную деятельность, приобрести от участия в программах и взаимодействия со специалистами разного уровня уверенность в себе, уважение других людей.

3) общение. Студенты желают расширить свой круг общения. Определенная часть принимает участие в волонтерской деятельности с целью знакомства с новыми людьми, приобретения друзей с близкими интересами и занятиями «по душе». Данная мотивация в целом согласуется со спецификой профессиональной деятельности медицинского работника, поскольку одним из его базовых профессионально значимых личностных качеств являются коммуникативные умения. Для данной категории студентов в коллективе создана атмосфера поддержки и позитивного эмоционального настроя, чтобы их деятельность приносила им удовлетворение.

Анализируя результаты проделанной волонтерами работы, можно констатировать тот факт, что личное участие молодого человека в общественно-полезной бескорыстной добровольческой деятельности имеет первостепенное значение в духовном воспитании студента-медика. И развитие волонтерского движения в нашем институте яркий тому пример, являющийся одним из ключей к успеху, качеству и профессионализму будущих специалистов с медицинским образованием. Именно волонтерское объединение, как один из ресурсов воспитательной среды, создает многомерную образовательную и социокультурную среду развития и профессионального становления будущих медицинских работников, способствуя развитию профессиональных и личностных качеств студентов, компетентных в избранной профессии.