Введение. Проблемы удовлетворенности профессией, трудом и работой принадлежат к числу вечных. А.Л. Свенцицкий уподобляет исследования удовлетворенности своеобразному «психологическому барометру», позволяющему руководителям оперативно реагировать на те или иные изменения ситуации в организациях [3]. Одной из важнейших перспективных линий теоретических и прикладных исследований в данной проблемной области является изучение личностных механизмов удовлетворенности трудовой деятельностью. При этом многие авторы [1, 2, 5, 6, 7] предостерегают от упрощенного подхода к решению данного вопроса, связанного с попыткой выделения стабильных личностных факторов удовлетворенности работой «для всех случаев и на все времена». Напротив, подчеркивается высокая вариативность личностных детерминант удовлетворенности работой в зависимости от действия множества «контекстных переменных»: содержания выполняемой деятельности, предметных и социальных условий её осуществления, культуры организации и т.п.
Значимость подобных исследований чрезвычайно актуальна и в отношении сестринского персонала, несущего основную нагрузку в обеспечении повседневного бесперебойного функционирования организаций здравоохранения и протекающих в них процессов внутренней и внешней коммуникации. По меткому замечанию Льюиса Томаса медсестринская деятельность в буквальном смысле слова «скрепляет всё воедино и делает больничное отделение работоспособным организмом» [8]. Для лечебно-профилактических учреждений характерна выраженная вариативность организационно-деятельностных характеристик осуществления персоналом (в том числе и сестринским) его трудовых функций. Поэтому компаративные психологические исследования удовлетворенности работой медицинских сестёр в различных структурных подразделениях многопрофильных больниц представляют собой валидную модель раскрытия закономерностей и механизмов взаимодействия личностных и организационно-деятельностных детерминант удовлетворенности субъекта труда выполняемой им работой. В прикладном аспекте подобные исследования содействуют повышению эффективности управления персоналом медицинских организаций посредством индивидуализации и экологизации управленческого воздействия с учетом личностного своеобразия работников, организационно-деятельностных характеристик работы в данном конкретном структурном подразделении, степени согласованнос-ти-рассогласованности личностных и организационно-деятельностных переменных.
Организация и методы исследования. В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что в различных организационно-деятель-ностных контекстах реализации трудовой активности удовлетворенность человека своей работой будет являться функцией различных механизмов личностной регуляции.
Операциональным подтверждением гипотезы может служить различие (специфичность) характера корреляционных взаимосвязей между удовлетворенностью работой и личностными особенностями психологической индивидуальности субъектов труда, включенных в различные организационно-деятельностные контексты реализации профессиональных обязанностей.
Анализировалась часть личностно-детерминационного поля удовлетворенности работой, представленная такими характеристиками субъекта трудовой деятельности как экстраверсия-интро-версия, стабильность-нейротизм, мотивация одобрения и локус контроля. Первые три личностные переменные диагностировались по тест-опроснику EPI Г. Айзенка, локус контроля оценивался по опроснику Е.В. Ксенофонтовой, удовлетворенность работой измерялась при помощи методики А.А. Кисселя, организационно-деятельностные характеристики функционирования медсестринского персонала сопоставляемых структурных подразделений выявлялись посредством экспертного оценивания. Математико-статистическая обработка данных включала в себя вычисление показателей средних выборочных значений, стандартного отклонения, оценку достоверности межгрупповых различий по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, частотный и корреляционный анализ.
Исследование проводилось в четырёх лечебно-профилактических учреждениях г. Краснодара и Краснодарского края, имеющих статус многопрофильных клиник и центральных районных больниц. Опрашивались сотрудники сестринских служб терапевтических и реанимационных отделений: 98 и 79 человек, соответственно. Подвыборки были практически идентичны по полу, возрасту, образованию, квалификации и стажу профессиональной деятельности.*
Специфичность организационно-деятельностного контекста трудовой активности сестринского персонала сопос- тавляемых структурных подразделений задается содержанием профессиональных обязанностей и формами организации трудового процесса (см.табл).
Характеристики организационно-деятельностного контекста профессиональной активности среднего медицинского персонала в терапевтических и реанимационных отделениях
Характеристики организационно-деятельностного контекста |
Реанимационное отделение |
Терапевтическое отделение |
Психологическая напряженность эмоционального фона деятельности |
высокая |
ближе к средней |
Уровень социальной и личностной значимости профессиональных задач |
более высокий |
менее высокий |
Степень структурированности ситуаций профессиональной деятельности и межличностного общения |
меньшая структурированность |
большая структурированность |
Диапазон требуемых профессиональных умений и навыков |
более широкий |
менее широкий |
Соотношение рутинных, алгоритмизированных и «адаптационных», нестандартных компонентов в работе |
преобладают адаптационные, нестандартные компоненты |
преобладают рутинные алгоритмизированные компоненты |
Удельный вес ориентаций на отношения и на задачу как основ построения организационного поведения |
доминирует ориентация на задачу |
доминирует ориентация на отношения |
* В сборе эмпирического материала принимали участие Л.С. Алексанова и Н.Н. Ермакова, выполнявшие выпускные квалификационные работы под научным руководством автора. |
Обсуждение результатов. Уровень удовлетворенности работой в обоих сопоставляемых нами типах больничных отделений оказался одинаково невысоким: 3,3 в терапевтических отделениях и 3,5 - в реанимационных (по пятибалльной шкале). Данный факт может свидетельствовать о том, что роль содержания профессиональной деятельности и форм её организации (как факторов удовлетворенности работой) полностью «перекрывается» действием условий макросоциальногопорядка, - невысокий социальный престиж сестринской деятельности, неэквивалентность трудового вознаграждения, неопределенность будущего и т.п.
В то же время различие предметных и организационных условий реализации медсестринской деятельности в сопоставляемых нами структурных подразделениях обусловливает то обстоятельство, что удовлетворенность своей работой у среднего медицинского персонала отделений терапии и реанимации базируется на различном «личностном фундаменте».
В терапевтическом отделении более удовлетворены выполняемой работой экстравертированные(r=0,44, p<0,01), эмоционально-стабильные медсестры (r=-0,53, p<0,001)с выраженной мотивацией одобрения(r=0,31, p<0,01). В реанимационном отделении росту удовлетворенности работой способствует сочетание у субъектов медсестринской деятельности амбиверсии (r=-0,35, p<0,01)и умеренного нейротизма(r=0,24, p<0,05); мотивация одобрения не связана сколь-либо определенным образом с уровнем удовлетворенности-неудовлетворенности деятельностью.
Ни в терапевтических, ни в реанимационных отделениях не выявляется сколь-либо значимой связи между удовлетворенностью работой и общей интернальностью-экстернальностью медицинских сестёр. Однако обнаруживаются многочисленные достоверные корреляционные взаимозависимости удовлетворенностиработой и парциальных характеристик локуса контроля, связанных с уровнем субъективной подконтрольности отдельных жизненных сфер и аспектов профессиональной активности. Характер этих взаимозависимостей высокоспецифичен в каждом из сопоставляемых типов структурных подразделений. Следует заметить, что длительная включенность человека в определенные предметные и организационные условия трудовой деятельности формирует у него (во многом под влиянием профессионального микросоциального окружения) предрасположенность рассматривать основные жизненные сферы и пространства (успехи, неудачи, труд, отношения, семейная жизнь, здоровье и др.) как доступные контролю и целенаправленному воздействию с его стороны в неодинаковой степени. В свою очередь, складывающийся таким образом профиль субъективного контроля отражает глубинные представления личности и социально-профессиональной группы о том, что является по настоящему значимым и заслуживающим внимания в жизни и работе [4].
В терапевтическом отделении факторами удовлетворенности медицинских сестер своей профессией выступают: уверенность в сфере повседневного общения и межличностных отношений (r=0,35, p<0,01); приписывание себе высокого уровня межличностной компетентности, восприятие себя в качестве человека хорошо разбирающегося в людях и умеющего добиваться желаемого эффекта при взаимодействии с ними (r=0,40, p<0,01); высокий уровень личной ответственности за состояние дел в сфере семейных взаимоотношений, склонность считать, что происходящие в данной жизненной области события находятся под надежным контролем с их стороны (r=0,42, p<0,01).В реанимационном отделении аналогичное влияние на удовлетворенность профессией оказывают такие существующие в сознании медицинс-ких сестер «установки контроля» как склонность рассматривать эмоционально-положительные события своей жизни (успехи, достижения, радости) в качестве закономерного результата собственных действий, компетентности, воли и целеустремленности (r=0,54, p<0,001); убежденность в том, что они сами выстраивают линию собственной жизни, самостоятельно проектируя значимые ситуации и события, сводя до минимума влияние на них разнообразных «внешних сил» (случайность, судьба, действия других людей и т.п.) (r=0,38, p<0,01); стремление минимизировать свое личное участие и контроль над событиями, связанными с областью семейных отношений (r=-0,52, p<0,001); занятие преимущественно фаталистической позиции по отношению к собственному здоровью (r=-0,48, p<0,01).
Таким образом, удовлетворенность профессиональной деятельностью у медицинских сестер, работающих в разных структурных подразделениях, связана с различными аспектами их повседневной трудовой активности. Истоки удовлетворенности у медицинских сестер, работающих в терапевтических отделениях(где содержание деятельности носит преимущественно рутинный характер), локализуются в сфере общения и межличностных связей с окружающими (коллегами по работе, руководством, пациентами и др.), а также - в области семейных взаимоотношений; сам процесс трудовой деятельности индифферентен с точки зрения его влияния на итоговый уровень удовлетворенности своей работой. Напротив, в реанимационных отделениях (где сестринская деятельность отличается большей содержательностью и ответственностью), удовлетворенность работой «привязана» к процессу повседневного труда, выступающему смысловым концентром организации жизни личности даже за счет отвлечения внимания от таких значимых сфер как семья и собственное здоровье.
Выявляется лишь один личностный фактор удовлетворенности работой, независящий от содержания организационно-деятельностного контекста осуществления трудовой активности, - произ-водственно-социальная интернальность. Росту удовлетворенности трудом и работой способствует чувство «социальной перспективы», основанное на предвосхищении достижения в будущем высокого и стабильного статусного положения, карьерного успеха, признания со стороны окружающих. Напротив, отсутствие уверенности в наличии позитивных социальных перспектив в сфере трудовой деятельности и социально-трудовых отношений обусловливает нарастание чувства неудовлетворенности работой.
Практические рекомендации. Как следствие, стратегии управления сестринским персоналом в обследованных нами больничных структурных подразделениях должны существенно различаться. В терапевтических отделенияхруководству целесообразно сосредоточиться на развитии и совершенствовании системы неформальных межличностных связей и отношений; профилактике интерперсональной напряженности и конфликтности; по возможности поддерживать медицинских сестер в их стремлении более или менее гармонично сочетать профессиональную деятельность и семейные обязательства, заботиться о собственном здоровье; поддерживать персонал при возникновении трудных профессиональных ситуаций; корректировать личностную позицию медицинских сестер в ситуациях неуспехов и неудач в сторону уменьшения частоты проявления и снижения степени выраженности агрессивных внешне-обвинительных реакций. В реанимационных отделенияхнеобходимо тщательно контролировать процесс организации повседневной профессиональной сестринской деятельности, стремясь к тому, чтобы каждая медсестра имела возможность чувствовать наличие реальных связей между объемом и качеством своей трудовой деятельности, достигаемыми результатами и характером получаемого социального вознаграждения (как материального, так и нематериального); наладить действенную и оперативную систему информирования коллектива о достижениях и успехах сот-рудников; предоставлять возможность участвовать в принятии решений; совершенствовать умения и навыки профессионального самомониторинга (самостоятельной оценки результатов деятельности и оперативной коррекции её процессуальных характеристик); внедрить систему мероприятий по профилактике и преодолению психологического выгорания вследствие избыточной личностной включенности в профессиональную деятельность на фоне значительной эмоциональной неустойчивости (что характерно для большинства работников).
Вовсех структурных подразделениях в целях удовлетворения потребности среднего медицинского персонала в определенности социально-профессиональных перспектив целесообразно разработать индивидуально-ориентированные программы развития медицинских сестер, предусматривающие повышение квалификации, статусное и должностное продвижение.
Заключение. Результаты исследования подтверждают и конкретизируют активно развиваемое в современной социальной организационной психологии положение о значимом опосредующем влиянии организационно-деятельностного контекста осуществления трудовой деятельности на систему её личностной регуляции. Специфические предметные и социально-организационные условия реализации человеком его профессиональных обязанностей актуализируют у него и столь же специфические механизмы личностной регуляции трудовой деятельности и профессионального общения. Релевантность этих личностно-регуляторных механизмов (воплощающихся в определенных личностных характеристиках субъекта труда) организационно-деятельностному контексту выполнения профессионально-должност-ных обязанностей выступает значимым фактором удовлетворенности конкретного индивида трудом и работой.
Рассогласование личностных и организационно-деятельностных переменных, напротив, провоцирует рост неудовлетворенности. В прикладном аспекте полученные в исследовании данные, сделанные на их основе выводы и обобщения, делают более определенной ориентировочную основу работы по психологическому сопровождению трудовой деятельности, организационного поведения и личностного развития среднего медицинского персонала, реализующего свои профессиональные обязанности в различном организационно-деятельностном контексте.