Современное образование характеризуется целенаправленным формированием и развитием творческого потенциала студентов, способных самостоятельно решать актуальные проблемы экономики, политики, социальной жизни.
Профессиональное образование наряду с фундаментализацией предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения, личностно ориентированное отношение субъектов образовательного процесса к проблемам самообразования, самовоспитания, саморазвития.
Культура студента - будущего специалиста определяется навыками самостоятельной работы с источниками информации, современными технологиями профессионального образования.
Самостоятельная работа студента, направленная на удовлетворение познавательной потребности, должна осознаваться как важный компонент развития менеджера сестринской службы в лечебно-профилактических учреждениях.
В педагогической литературе самостоятельная работа характеризуется, как планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Систематическая и целенаправленная самостоятельная работа способствует формированию навыков самостоятельной работы в широком смысле: в научной, профессиональной, творческой деятельности.
Высшая школа уделяет серьезное внимание формированию и развитию навыков исследовательской деятельности, основой которой является самостоятельная работа.
Многообразие форм самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности как черты характера, важной в личностном и профессиональном проявлении.
При планировании самостоятельной работы, индивидуальной, дифференцированной, важно использовать принцип от простого к сложному.
Так, на занятиях по педагогике с методикой преподавания студентам предлагается система заданий, направленных на самоисследование, саморазвитие, самовоспитание и самоконтроль:
задания на интерпретацию философских и педагогических высказываний; например: «Сначала любить - потом учить» (Я.А. Коменский); «Интеллигентность... это отсутствие внутренней склонности ко злу. Интеллигентный человек - не тот, кто удерживает себя от порывов злости, а тот, кто так воспитал себя, что не испытывает этих порывов» (Ф. Искандер);
работа с афоризмами и изречениями на понимание; разработку материалов для бесед со студентами в период педагогической практики («Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни», Р. Эмерсон; «У каждого человека три характера: один, который ему припысывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности», В. Гюго; «Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться себя, чем других», Демокрит);
задания по темам изучаемой дисциплины, например, «Методология и методы педагогических исследований»:
- сформулируйте цель, задачи и определите методы исследования по теме «Развитие познавательного интереса студентов вуза»;
- разработайте программу эксперимента по теме «Формирование и развитие исследовательских умений студента»;
- выдвиньте гипотезу о добром и злом воздействии педагогов на воспитанника;
- протестируйте себя на развитие профессионально значимых качеств;
4) задания на разработку по конкретной проблеме доклада, реферата с использованием литературы, предлагаемой преподавателем;
5) задания на определение правильного ответа;
6) задания на вставку нужных слов в определения педагогики;
7) задания на распределение ответов по конкретным темам;
8) задания на сравнение подходов, принципов, методов, форм, средств, приемов;
9) задания на дополнение соответствующим материалом таблиц, схем;
10) задания для самоконтроля на основе глубокого изучения материала и предлагаемых видов по определенной теме;
11) задания для творческого саморазвития, например, разработать концепцию гуманистического воспитания, т.е. воспитания, в основе которого добро, красота, истина - общечеловеческие ценности;
12) задания на решение педагогических задач;
13) задания по работе с нормативными документами, например, на основе закона РФ «Об образовании» разработать концепцию современного образования;
14) задания на проектирование, например, используя материалы по педагогическому мастерству, разработать модель преподавателя-мастера;
15) задания, предполагающие изучение содержания материала по определенной теме с последующей рефлексией «Каждый решает по-своему»;
16) задания, включающие методические рекомендации по конкретным темам и проблемам («Как подготовиться к лекции?», «Как добиться высокого уровня эффективности занятия?» и др.);
17) задания по работе с понятийным аппаратом науки;
18) задания по методологии исследования;
19) задания, стимулирующие педагогическую культуру студентов в период педагогической практики;
20) задания на разработку схем, таблиц по определенной теме;
21) задания в тестовой форме;
22) задания на разработку рефератов, курсовых, дипломных проектов;
23) задания восстановить на основе тезисов текст по ранее прочитанному материалу, например, А. Моруа «Открытое письмо молодому человеку о науке жить» (тезисы:
- «Мир таков, каков он есть»;
- «Во-первых, нельзя жить для себя»;
- «Подлинный внешний мир - это подлинный внутренний мир»;
- «Второе правило - надо действовать»;
- «Третье правило - надо верить в силу воли»;
- «Человек - в самом деле украшение мира»;
- «Против глупости бессильны даже боги»;
- «Цель жизни в том, чтобы превращать каждый день в маленькую вечность!!!»);
24) задания на разработку концептуальных основ изучаемой темы, раздела, дисциплины;
25) задания на разработку системы мероприятий по изученной теме, например, «Воспитание», «Направления воспитания», «Инновационные технологии воспитания».
Самостоятельная работа студентов предполагает способы контроля: оценка, собеседование, коллоквиум, защита, выступление на научно-практических конференциях, публикация статей в журналах, сборниках материалов молодых ученых и студентов.
Так самостоятельная работа студента качественно переходит в исследовательскую работу студента - будущего специалиста.