Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Качество медицинской помощи является основной целевой функцией и, в тоже время, критерием деятельности системы здравоохранения от низшего его звена - лечебно-профилактического учреждения, до верхнего - Министерства здравоохранения. В современных условиях развития здравоохранения и управленческой деятельности главных медицинских сестер особо важной место занимает контроль за работой сестринского и младшего медицинского персонала. Как известно, контроль составляет один из основных элементов в управленческой деятельности руководителей [2].

Качество помощи обеспечивается всеми составляющими элементами системы здравоохранения: материально-техническим обеспечением, кадровыми, научными, организационными, финансовыми, интеллектуальными, информационными ресурсами. Результат деятельности системы здравоохранения определяется ее построением, функционированием, порядком взаимодействия всех элементов. Из этого следует, что в основе улучшения качества лежит изменение самой системы.

Контроль для руководителя - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. Главное в контроле - процесс обеспечения достижения организаций своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов. Измерения фактически достигнутых результатов и сравнения их со стандартами, а также проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов [1,3].

Были изучены факторы, влияющие на проведение контроля в деятельности медицинского персонала в условиях городской поликлиники. Проведен анализ качества работы медперсонала поликлинического отделения.

Приоритетность влияния различных факторов, на качество работы медсестер во многом зависит от того, кто выступит в роли эксперта их работы. Изучено мнение четырех экспертных групп методом опроса: медсестры, непосредственно выполняющие услуги (50 чел.); врачи (20 чел.); пациенты (60 чел.).

Выделены только те факторы, которые были отмечены во всех экспертных группах.

Фактор профессиональной пригодности медицинских сестер указан менее чем в 70% ответов руководителей сестринских служб и более чем в 50% ответов пациентов. Стоит отметить особое мнение врачей и руководителей сестринских служб, которые более чем в 65% ответов указали такой фактор, как умение работать в коллективе. Важно иметь в виду мнение пациентов, которые более чем в 85% ответов указывали личностные качества медсестры: доброту, отзывчивость.

Медицинские сестры и руководители сестринских служб указали также факторы, которые, по их мнению, отрицательно влияют на качество работы медицинской сестры. Это (более чем в 75% ответов) необходимость ведения сестринской документации и обучение практикантов. Данные различия можно объяснить, прежде всего, разностью подходов медицинских сестер двух групп к системе оценки качества своей работы.

Более высокий уровень подготовки медицинских сестер 2-й группы по вопросам клинической сестринской практики медицинского менеджмента, социальной медицины и других дисциплин определяет выбор того или иного фактора с точки зрения использования его в системе управления качеством сестринской помощи.

В связи с этим следует отметить, что приоритетность выбора медсестрами 2-й группы такого фактора, как соблюдение правил асептики и антисептики, можно объяснить более высоким уровнем подготовки медсестер данной группы. 64% медсестер работают с нагрузкой >20 пациентов в день. Такая нагрузка объясняется совместительством штатных должностей и стремлением медсестер в отделениях увеличить свой заработок, повысив интенсивность труда и расширив зону обслуживания за счет свободных ставок.

В процессе проведенного исследования выявлено, что медсестры работают с максимальной нагрузкой, мало времени уделяют общению с пациентами и родственниками, функции медсестры сводятся к техническому выполнению манипуляций и заполнению документации, отсутствие стандартов на определенные виды сестринской деятельности делает ее объективную оценку невозможной.

В сложившейся ситуации улучшение качества и повышение эффективности в работе среднего медицинского персонала, возможно только после комплексного анализа существующего механизма управления в учреждении, разработки и внедрения стандартов выполнения всех видов сестринской помощи. Рациональное использование медицинскими сестрами своего рабочего времени объективно улучшит показатели работы и снизит затрату времени руководителя на организацию корректирующих действий в проведении контроля качества работы.

В настоящих экономических условиях роль нормативов по труду, наряду с традиционной их функций по определению нагрузки и численности персонала дает возможность объективной оценки работы медицинского персонала и возможность поощрения за положительные результаты работы.