Формула «образование как услуга» характеризует современное состояние ценностей рыночного общества как «общества потребления» в период позднего капитализма.
Обучающиеся лица не просто потребляют аудиовизуальную информацию, но даже не дают себе труда анализировать проблемы и требуют от преподавателя готовые ответы к решению проблем [2]. «Ощущение кризиса образования происходит из всеобщего разложения личности» [1].
Сейчас совершается опасная подмена традиционной цели классического образования «воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности» целью «воспитания конкурентоспособной и эффективной личности» [3].
С целью выявления системы ценностей современной медицинской сестры мы предложили медсестрам обсудить тему «Профессиональное медицинское образование».
В социологическом опросе путем анонимного анкетирования участвовали 52 медсестры из трех групп: группа слушателей ФПК на цикле усовершенствования по специальности «Сестринское дело в педиатрии»; группа медсестер, работающих в детских поликлиниках; группа медсестер из поликлиники для взрослых.
Анкета содержит 11 групп вопросов, позволяющих предположить начальные признаки превращения профессионального образования в образовательную услугу, а также смысл и цель жизни испытуемых.
Анализ полученных данных представлен в таблице.
Таблица
Профессиональное медицинское образование
№ п/п |
Вопросы |
Возраст и количество ответов |
||
До 30 лет |
31-50 лет |
51-70 и старше |
||
1. |
Образование как услуга - отражение культуры рыночного общества? |
- |
17 |
4 |
2. |
Господствующие ценности рыночного общества: - Максимум полезности - Эффективность - Конкурентоспособность - Свобода выбора |
2 4 4 2 |
2 3 11 9 |
4 4 3 1 |
3. |
Ценности позднего капитализма как общества потребления: - Максимальная прибыль как самоцель - Комфорт как высокая потребительская ценность - Информатизированность - Аудиовизуальная информация изменяет мышление человека (ТВ, концерты и т.п.) - Влияние Массмедиа - Привычка потреблять информацию - Стремление найти готовый ответ (рецепт) вместо глубокого анализа проблемы |
2
4 -
3
-
2
3 |
9
9 8
6
-
5
6 |
4
4 1
1
2
4
4 |
4. |
Превращение образования в сферу образовательных услуг |
5 |
17 |
5 |
5. |
Традиционная цель классического образования: - Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности - Воспитание конкурентоспособной и эффективной личности |
7
2 |
22
5 |
6
4 |
6. |
Любимое занятие |
- |
- |
5 |
7. |
Жизненные ценности: - Заработать большое количество денег - Другие (перечислить) |
1 работа |
2 семья |
- здоровье |
8. |
Самое важное в жизни медсестры: - Получить знания о мире - Хорошо выглядеть - Быть здоровым - Быть всегда довольным собой - Другое (перечислить) |
- 1 2 - |
3 5 13 4
|
4 - 6 3 удовлетворение от профессии; быть полезным человеком в обществе |
9. |
Смысл жизни медсестры |
Реализовать себя как специалиста. Полноценная помощь детям. |
- |
Больше делать для людей.
|
10. |
Цель жизни медсестры |
Работа
|
Воспитать Ребенка нормальным человеком. Быть здоровым |
Быть нужной и полезной людям |
11. |
Количество участвующих в анкетировании |
11 |
26 |
15 (11+4) |
Все испытуемые были женского пола. По возрасту соответственно теории поколений [4] они распределились следующим образом: до 30 лет (поколение Y) 11 человек, 31-50 лет (поколение X) 26 человек, 50-70 лет (поколение бэби-бумеров) 11 человек, 71-74 года (молчаливое поколение) 4 человека.
Каждое поколение имело сходные именно для их возраста ценности [4].
Независимо от возраста все исследуемые имели достаточное представление о господствующих ценностях рыночного общества периода позднего капитализма, но целью классического профессионального образования они считали все-таки воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности.
Чуть меньше половины исследуемых (27 человек из 52) не считают, что профессиональное медицинское образование превращается в сферу образовательных услуг, остальные воздержались от оценки.
Любимого занятия, к сожалению, нет у 18 человек из 52, что можно объяснить практическим отсутствием свободного времени. У остальных любимое занятие это чтение, театр, досуг; только у одной - дача и ни у кого нет спортивных тренировок и других видов активного отдыха.
Жизненной ценностью «заработать большое количество денег» отметили 16 человек, у остальных - дети, хорошее отношение к людям, видеть в жизни больше хорошего, чем плохого (оптимизм), быть здоровым (19 человек), получить знания о мире (7 человек), быть нужным, полезным, самодостаточным и т.д.
Выводы:
- Работающие медицинские сестры всех поколений имеют знания о ценностях современного общества потребления;
- Подавляющее большинство медсестер целью образования и в «обществе потребления» считают воспитание гармоничной, всестороннее развитой личности;
- Жизненные ценности медсестер - высокая нравственность, духовность, самореализация в профессиональной деятельности;
- Смысл и цель жизни у большинства медсестер всех поколений по-прежнему составляют профессионализм, обеспечение детей и семьи, здоровье и это вселяет оптимизм относительно здоровья будущего общества.