Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Формула «образование как услуга» характеризует современное состояние ценностей рыночного общества как «общества потребления» в период позднего капитализма.

Обучающиеся лица не просто потребляют аудиовизуальную информацию, но даже не дают себе труда анализировать проблемы и требуют от преподавателя готовые ответы к решению проблем [2]. «Ощущение кризиса образования происходит из всеобщего разложения личности» [1].

Сейчас совершается опасная подмена традиционной цели классического образования «воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности» целью «воспитания конкурентоспособной и эффективной личности» [3].

С целью выявления системы ценностей современной медицинской сестры мы предложили медсестрам обсудить тему «Профессиональное медицинское образование».

В социологическом опросе путем анонимного анкетирования участвовали 52 медсестры из трех групп: группа слушателей ФПК на цикле усовершенствования по специальности «Сестринское дело в педиатрии»; группа медсестер, работающих в детских поликлиниках; группа медсестер из поликлиники для взрослых.

Анкета содержит 11 групп вопросов, позволяющих предположить начальные признаки превращения профессионального образования в образовательную услугу, а также смысл и цель жизни испытуемых.

Анализ полученных данных представлен в таблице.

Таблица

Профессиональное медицинское образование  

п/п

Вопросы

Возраст и количество ответов

До 30 лет

31-50 лет

51-70 и старше

1.

Образование как услуга - отражение культуры рыночного общества?

-

17

4

2.

Господствующие ценности рыночного общества:

- Максимум полезности

- Эффективность

- Конкурентоспособность

- Свобода выбора

2

4

4

2

2

3

11

9

4

4

3

1

3.

Ценности позднего капитализма как общества потребления:

- Максимальная прибыль как самоцель

- Комфорт как высокая потребительская ценность

- Информатизированность

- Аудиовизуальная информация изменяет мышление человека (ТВ, концерты и т.п.)

- Влияние Массмедиа

- Привычка потреблять информацию

- Стремление найти готовый ответ (рецепт) вместо глубокого анализа проблемы

 

 

 

2

 

4

-

 

 

 

3

 

-

 

2

 

3

 

 

 

9

 

9

8

 

 

 

6

 

-

 

5

 

6

 

 

 

4

 

4

1

 

 

 

1

 

2

 

4

 

4

4.

Превращение образования в сферу образовательных услуг

5

17

5

5.

Традиционная цель классического образования:

- Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности

- Воспитание конкурентоспособной и эффективной личности

 

 

 

7

 

 

2

 

 

 

22

 

 

5

 

 

 

6

 

 

4

6.

Любимое занятие

-

-

5

7.

Жизненные ценности:

- Заработать большое количество денег

- Другие (перечислить)

 

1

работа

 

2

семья

 

-

здоровье

8.

Самое важное в жизни медсестры:

- Получить знания о мире

- Хорошо выглядеть

- Быть здоровым

- Быть всегда довольным собой

- Другое (перечислить)

 

 

-

1

2

-

 

 

3

5

13

4

 

 

 

4

-

6

3

удовлетворение от профессии;

быть полезным

человеком в обществе

9.

Смысл жизни медсестры

Реализовать себя как специалиста.

Полноценная помощь детям.

-

Больше делать для людей.

 

10.

Цель жизни медсестры

Работа

 

Воспитать

Ребенка

нормальным человеком.

Быть здоровым

Быть нужной

и полезной людям

11.

Количество участвующих в анкетировании

11

26

15 (11+4)

Все испытуемые были женского пола. По возрасту соответственно теории поколений [4] они распределились следующим образом: до 30 лет (поколение Y) 11 человек, 31-50 лет (поколение X) 26 человек, 50-70 лет (поколение бэби-бумеров) 11 человек, 71-74 года (молчаливое поколение) 4 человека.

Каждое поколение имело сходные именно для их возраста ценности [4].

Независимо от возраста все исследуемые имели достаточное представление о господствующих ценностях рыночного общества периода позднего капитализма, но целью классического профессионального образования они считали все-таки воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности.

Чуть меньше половины исследуемых (27 человек из 52) не считают, что профессиональное медицинское образование превращается в сферу образовательных услуг, остальные воздержались от оценки.

Любимого занятия, к сожалению, нет у 18 человек из 52, что можно объяснить практическим отсутствием свободного времени. У остальных любимое занятие это чтение, театр, досуг; только у одной - дача и ни у кого нет спортивных тренировок и других видов активного отдыха.

Жизненной ценностью «заработать большое количество денег» отметили 16 человек, у остальных - дети, хорошее отношение к людям, видеть в жизни больше хорошего, чем плохого (оптимизм), быть здоровым (19 человек), получить знания о мире (7 человек), быть нужным, полезным, самодостаточным и т.д.

Выводы:

  • Работающие медицинские сестры всех поколений имеют знания о ценностях современного общества потребления;
  • Подавляющее большинство медсестер целью образования и в «обществе потребления» считают воспитание гармоничной, всестороннее развитой личности;
  • Жизненные ценности медсестер - высокая нравственность, духовность, самореализация в профессиональной деятельности;
  • Смысл и цель жизни у большинства медсестер всех поколений по-прежнему составляют профессионализм, обеспечение детей и семьи, здоровье и это вселяет оптимизм относительно здоровья будущего общества.