Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP OF HIGHER EDUCATION AND THE LABOR MARKET IN KAZAKHSTAN

Iskakova Z.D. 1 Kabasheva N.V. 1 Esenova G.J. 1
1 JSC «Financial Academy» of the Ministry of Finance
2064 KB
The World Declaration on Higher Education for the XXI Century said that without adequate higher education and advanced research institutions providing a critical mass of skilled and educated people, no country is able to provide real sustainable development.
higher education
school education services

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г. № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» в сфере образования наше государство определило своим приоритетом интеграцию с мировым сообществом, повышение качества высшего образования, соответствующего международным стандартам [1]. В этой связи в сфере образования делается много нового, позитивного и по своему разнообразию масштабного. За последние 20 лет именно в области образования и науки произошли такие кардинальные изменения, какие не происходили ни в одной системе. Однако в Казахстане мало изучена взаимосвязь рынка образовательных услуг в системе высшего образования и рынка труда.

Изучение взаимосвязи системы высшего образования и рынка труда в Казахстане можно сфокусировать в трех задачах: анализ современного состояния высшего образования и рынка труда в Казахстане; выявление проблемы взаимосвязи высшего образования и рынка труда; вопросы совершенствования.

Согласно данным Агентства по статистике за 2012–2013 гг. в Казахстане осуществляют деятельность 139 вузов, в которых обучаются свыше 571 тыс. человек – студентов (без учета магистрантов и докторантов).

При сравнении соотношения количества высших учебных заведений на численность населения в разных государствах, можно увидеть, что в Великобритании на 60.4 млн  чел. населения количество высших учебных заведений – 89, в Финляндии 5.2 млн чел. – 20, в Чехии 10.2 млн чел.- 66, в Польше 38.49 млн чел. – 470 учебных заведений. Как видно, в Казахстане, имеется несоответствие количества ВУЗов на численность населения страны. Республика Казахстан на данный момент испытывает трудности с перенасыщением рынка образовательными учреждениями (вузами) предоставляющими высшее образование. В среднем, в странах Восточной Азии, Европы, России и Запада на численность населения от 150 тыс. до 700 тыс. человек приходится один вуз [2].

Для изучения взаимосвязи рынка образовательных услуг в системе высшего образования и рынка труда в определенной степени будут интересны основные показатели системы высшего образования в Казахстане (таблица).

По данным таблицы на начало 2012/2013 учебного года в Казахстане действовало 139 высших учебных заведений с общей численностью студентов – 571 691 человек, из них женщины составляют 330 189 человек или 57,7 %. Численность бакалавров составляет 539 790 человек.

Из общей численности студентов – 49,1 % всего контингента студентов обучается в государственных вузах. Численность студентов, получающих образование за счет государственных образовательных грантов, составляет 131 919 человек (23 %); за счет государственных образовательных заказов – 10 941 человек (1,9 %); обучающихся на платной основе – 427 369 человек (74,8 %).

При проведении анализа уже на начало 2013/2014 учебного года в Республике Казахстан действовало 128 высших учебных заведений с общей численностью студентов – 527 226 человек. В ВУЗах республики были заняты 41,6 тыс. преподавателей, из которых 9,6 % имели ученую степень доктора наук, 38,2 % – кандидата наук; 6,9 % – звание профессора, 18,0 % – доцента, 1,6 % – доктора философии (PhD), 0,2 % – доктора по профилю. Число преподавателей, имеющих академическую степень магистра, составило 20,7 % [3].

По выпуску из высших учебных заведений, если увязать с рынком труда, можно увидеть, что в последние годы показатели составляют от 161 тыс. чел. до 171 тыс. чел.

В различных сферах экономики Казахстана в 2013 г. были заняты 8,6 млн. человек или 68,0 % от населения в возрасте 15 лет и старше. Их численность по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 63,5 тыс. человек (на 0,7 %). Более половины занятых (4,4 млн. человек) – мужчины, 48,8 % (4,2 млн. человек) – женщины [3].

Численность наемных работников в 2013г. составила 6,0 млн человек или 69,4 % от общего числа занятых в экономике. Численность безработного населения в 2013 г. составила 470,7 тыс. человек. Уровень безработицы сложился в 5,2 %. Уровень молодежной безработицы в возрасте 15–28 лет сложился в – 5,5 % (в 2012 г. – 5,4 %).

По официальной статистике, на конец 2013 г. в органах занятости Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан зарегистрированы 30,0 тыс. безработных. Доля зарегистрированных безработных составила 0,3 % от экономически активного населения (в 2012 г. – 0,4 %).

Основные показатели высшего образования в Казахстане

Показатели

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

Число высших учебных заведений, единиц

143

148

149

146

139

Численность студентов, человек

633 814

610 264

620 442

629 507

571 691

Численность профессорско-преподавательского состава, человек

37 814

39 155

39 600

40 531

24

Примечание. Источник: [3].

Далее, переходя к общим проблемам системы высшего образования Казахстана, необходимо сказать:

  • объем государственного заказа только на 50 % обеспечивает потребности отраслей экономики;
  • всего 10 % выпускников организаций образования могут претендовать на обучение по государственному заказу;
  • данные по расходам на образование в Казахстане – $6 млрд в год, в то время как бюджет британского университета Оксфорд – $2 млрд;
  • имеются факты невысокого качества предоставляемых образовательных услуг отдельными вузами;
  • казахстанские вузы не имеют институциональную международную аккредитацию и не участвуют в международных академических рейтингах университетов (рейтинги Times Higher Education и Шанхайский рейтинг), исключая ряд передовых ВУЗов Казахстана;
  • слабо развито социальное партнерство;
  • присутствует разрыв во взаимодействии вузов с сектором науки, производством и экспериментальными базами;
  • не достаточно активно привлекаются работодатели к процессу создания стандартов высшего образования, подготовки и аттестации специалистов;
  • отсутствуют механизмы трудоустройства выпускников. В результате – низкий уровень трудоустройства выпускников вузов по полученной специальности.

Из сказанного следует, что система образования в Казахстане, также как и вся экономика, нуждается в постоянном совершенствовании без формальных реформирований по форме. Все образовательные программы и методики преподавания должны соответствовать современным новым условиям и требованиям серьезных рыночных отношений. Именно тогда повысится взаимосвязь между ВУЗами и рынком труда. Основной задачей выступает результат, когда важно добиться, чтобы у многих студентов было желание не только получить диплом, затем устроиться куда-нибудь, и уже там изучать новое дело и накапливать нужные знания.

Без обратной связи с экономикой и рынком труда система высшего образования теряет возможность учиться на своих ошибках, адаптироваться и в итоге улучшаться до высокого профессионализма [4].

Отсутствие взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг (ВУЗов), а также полного мониторинга востребованных специальностей сегодня не позволяют придерживаться четких моделей подготовки профессиональных специалистов в стране.

В Казахстане сегодня есть и государственный заказ, а также и элементы модели англо-cаксонского образования. Однако, у нас вся система высшего образования построена больше на временное занятие молодежи, т.е. высшее образование – это метод занятости молодежи. Ежегодно, Министерство труда и социальной защиты (теперь это Министерство с августа 2014 года объединено с Министерством здравоохранения – «Министерство здравоохранения и социального развития») выпускает бюллетень наиболее востребованных специальностей, тогда как гранты, выделенные другим министерством на определенные специальности, совершенно не совпадают с ними.

Эксперты рынка называют основной проблемой то, что в Казахстане учеба в ВУЗе нужна студентам (а также их родителям) не для получения соответствующих знаний, а для получения диплома, формального документа предоставляющего возможность устроится на работу и рассчитывать на более высокую оплату [5].

Уровень образования относят к основным факторам, определяющим позицию человека на рынке труда [6].

На основании проведенного анализа взаимосвязи системы высшего образования и рынка труда Казахстана можно сформулировать заключение, что вышеизложенные проблемы взаимосвязи системы высшего образования и рынка труда Казахстана требуют координации действий Министерства образования и науки РК со всеми другими министерствами с переходом на мониторинг рынка труда и востребованности в специальностях.

Таким образом, задачу улучшения взаимосвязи системы высшего образования и рынка труда Казахстана необходимо решать на высоком государственном уровне.