Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE ECONOMIC ANALYSIS OF A CHOICE OF THE PROJECT OF AN EDUCATIONAL SAILING VESSEL FOR INTERNAL WATERWAYS

Romanova E.D. 1 Chernyshov E.A. Romanova E.A. 1 1
1 The Nizhny Novgorod state technical university of R.E. Alekseev
2544 KB
The analysis of cost of sailing vessels of analogs of the training sailing ship for internal waterways is presented in article depending on vessels and number of cadets are long.
training sailing ship
cadet
student
swimming practice

В настоящее время российский флот, как никогда, нуждается в кадрах, и первое желание идти туда работать должно зарождаться в клубах юных моряков. Однако большие парусники из-за своей малочисленности не могут охватить всех желающих. Школой юных речников-моряков могут стать многочисленные малые учебные парусно-моторные суда рассчитанные на 6–10 курсантов. Их можно эксплуатировать во всех регионах РФ где имеются пригодные для этого водоемы [1].

Комплексный подход к реализации проекта создания судна с использованием современного оборудования позволяет подготовить квалифицированных специалистов, которые на практике осваивают полный цикл изготовления сложных изделий, способных после окончания института сразу приступить к работе с современным наукоемким оборудованием и передовыми технологиями [2–3].

Для анализа стоимостей постройки судна были выбраны следующие компании серийно занимающиеся постройкой парусных яхт с корпусом из стеклопластика: Hunter, Beneteau, Jeanneau, Hanse, Dufour, Bavaria. Ставилась цель не сравнить стоимости яхт различных производителей между собой, а определить динамику изменения цены в зависимости от длинны корпуса и количества курсантов на борту. Яхты компаний производителей были сгруппированы в группы длинной +/– 0,5 метра, то есть например от 7 до 8 метров. Анализировалась не конечная стоимость постройки судна, а рост стоимости в зависимости от длинны судна. Использовалась цена в минимальной комплектации, так как насыщение современным электрооборудованием и/или гоночным парусным вооружением может значительно увеличить стоимость судна. Поэтому анализировались не современные данные, что могло дать большой разброс исходных данных, а предкризисный каталог [4] в котором собраны действовавшие на тот момент цены.

Расчет приведенной стоимости строительства был выполнен по формуле:

rom4.wmf, (1)

где Ц i ср – средняя стоимость судна определенной длинны, руб.

Ц (7-8) ср – средняя стоимость судна длинной в диапазоне 7–8 метров, руб.

Пi – приведенная стоимость судна определенной длинны.

Во флотах различных стран ситуация, когда количество спальных мест экипажа меньше чем членов экипажа на борту, имеет различное название, например немецкое/английское – «теплая койка», американское – «переходящее спальное место» и др. Так как предполагается использование судна, в том числе и для дневных походов, расчет сделан для случая уплотненного размещения экипажа. При этом во время проектирования увеличение числа членов экипажа никак не должно ухудшать безопасность плавания на судне.

Большинство рассмотренных проектов имели следующее количество отдельных кают: суда средней длинной до 9,5 метров – не более 2х кают и кают-компанию; суда средней длинной до 11,5 не более 3х кают и кают-компанию; суда большей длинны более 3х кают.

rom1.tif

Рис. 1. Стоимость яхт в зависимости от длинны корпуса, рублей

rom2.tif

Рис. 2. Зависимость приведенной стоимости в зависимость от длинны судна

rom3.tif

Рис. 3. Зависимость приведенной 1 места в зависимости от количества кают *для наглядности относительная стоимость увеличена в 10 раз

В расчете заложено, что на 1 спальное место в дневных выходах приходятся 2 курсанта. Места в кают-компании не учитываются, кроме случая для судна длинной до 9,5 метров, где используется одно место в кают-компании, так как на большинстве судов данного типа имеют не более 2х отдельных кают.

Заключение

В России создано большое число судов с одно-двух мачтовым парусным вооружением, стилизованным под старину, самым малым из которых является «двухместный, двух мачтовый Оптимист» с использованием стандартного парусного вооружения класса Оптимист. Минимальный оснащенный каютой, вероятно, является описанный в [5] кеч с одной каютой. Однако так как проект предполагает практическое обучение студентов полному циклу строительства судна с созданием опытного судна из композиционных материалов, включая матрицу [6], то данный вариант не является оптимальным.

Суда длинной менее 9 м чаще всего имеют только одну каюту с выгородками спальных мест. В проекте предполагается организация размещения экипажа в каютах отдельных каютах обеспечивающих повышенный уровень комфорта. Кроме того обязательным условием является размещение гальюна с душем.

Из рис. 3 видно, что приведенная стоимость 1 места меняет свое значение в местах увеличения количества кают. Но при этом стоимость 1 места на судне длинной 12–13 метров при строительстве обходится более чем в 1,5 раза дороже, чем на судне длинной 9–10 метров.

В обслуживании судно длинной 12 метров также дороже 10 метрового, кроме того в условиях внутренних водных путей критической величиной для большого числа водоемов является осадка судна. Поэтому для дальнейших работ был выбран вариант судна длинной порядка 10 метров с тремя каютами, кают компанией и гальюном.