Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2111 KB

Ориентация процесса модернизации системы высшего профессионального образования на личность продиктована не только социокультурными особенностями нашего времени, спецификой стремительно развивающегося общества знаний, но и фундаментальными основаниями психолого-педагогического знания особенностей обучения на разных ступенях непрерывной системы образования. Студенчество – это мобильная группа, основной целью существования которой является организованная подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. Большинство психологов относит данный возраст к периоду, которому свойственны сравнительно высокий образовательный уровень, активное освоение культуры, относительная экономическая самостоятельность, развитие познавательной мотивации, повышенная потребность в коммуникации, социальная активность.

Социальный заказ общества на современном этапе предполагает развитие не только самостоятельной, инициативной личности, но и формирование специалиста как человека культуры. Изменение социокультурных условий функционирования системы высшего образования, таким образом, привело к необходимости поиска научно-обоснованных путей инновационного развития самой системы, позволяющего наиболее полно удовлетворять образовательные, профессиональные, духовные и культурные запросы студенческой молодежи, с одной стороны, а с другой создавать условия для подготовки специалистов в различных областях и сферах деятельности, являющихся носителями культуры, а не только профессионального знания.

Мировой опыт показывает, что во всех передовых вузах наука развивается прежде всего в университетах, приносит огромный доход, стимулирует развитие культуры качества знаний. Традиционная роль вузов – передача обществу знаний в форме обучения и подготовки специалистов для удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах. Современные высшие учебные заведения могут и должны оказывать непосредственное влияние на социально-экономическое развитие, выступать инициаторами инноваций, фундаментализации знаний, обладать крупным инновационным потенциалом, новейшими образовательными и материальными ресурсами.

С 50-х годов поиски ученых, занимающихся методологией и разработкой методов обучения приняли направление: не техника и технизация, а технология и технологизация обучения. Основой для технологичного понимания обучения, кроме программированного обучения, явились информатика, кибернетика и системный подход. Процесс обучения стал рассматриваться широко, системно: анализ и разработка всех компонентов обучающей системы, от целей до контроля результатов. И главной идеей стала идея воспроизводимости обучающей технологии.

У специалистов и педагогов сама идея технологизации обучения вызывает неоднозначные реакции. До сих пор преподавательский труд остается «ручным», немеханизированным. И многие считают, что это норма, ибо учить может только живой человек, обучение по природе не поддается автоматизации. Однако развитие технологии обучения показывает, что возможно создание обучающей системы, технологического процесса обучения по предмету, которой может пользоваться средний педагог и получать результаты заданного качества. Специалисты по технологии разрабатывают «технологические пакеты», проекты обучения, а преподаватели, работая по ним, выполняют функции консультантов-организаторов. Вопрос о соотношении личности, творчества и механизации обучения в высшей школе действительно не прост и подлежит решению.

С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Главная проблема, подлежащая решению с помощью технологии, – управляемость процессом обучения. Задача технологии обучения состоит в изучении всех элементов обучающей системы и в проектировании процесса обучении. Благодаря этому учебно – воспитательная работа преподавателя высшей школы превращается из малоупорядоченной совокупности действий в целенаправленный процесс.

Новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник па основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.