Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1
1
2088 KB

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [6, 7, 8] спроектированы на основе системно-деятельностного подхода. Реализация ФГОС на основе системно-деятельностного подхода делает системообразующим элементом учебного процесса различные виды деятельности; субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет взаимодействие учителя и ученика.

Говоря о содержании обучения, традиционная дидактика ограничивается рассмотрением методов, средств, форм сообщения учащимся «готовых» знаний, в то время как современная дидактика стоит на деятельностном подходе к обучению. Развитие человека рассматривается современной дидактикой как расширение круга доступных ему видов и форм деятельности.

А.В. Боровских и Н.Х. Розов в своей работе [1] задаются вопросом: «Для чего мы даем детям образование, какова цель обучения молодежи?» и дают в Предисловии к книге пояснение: «Ясно, что образование готовит детей, но – к чему? Наша цель – показать, что наиболее подходящим и наиболее отражающим суть оказывается термин деятельность» [1, с. 3] и дальше отмечают: «Именно деятельность как понятие оказывается центральным для педагогики. … Целью образования является подготовка человека к будущей деятельности в обществе, а содержание образование – освоение общих методов и форм человеческой деятельности» [1, с. 22–23]. Именно потребность участия в деятельности определяет цель образования.

Прежде чем человек станет субъектом деятельности, она должна быть представлена в сознании. П.Я. Гальперин по этому поводу утверждает: «Верно, что усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована и, следовательно, организована» [2, с. 132].

Всеобщая структура деятельности, - отмечает Э.Г. Юдин, - включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности [10].

А.В. Хуторской [9] предлагает более расширенную трактовку структуры деятельности; в ней он выделяет субъект, процесс, предмет, условие, способы и результаты деятельности.

А.Н. Леонтьев [4] включил в структуру деятельности процедуры, направленные на решение частных задач преобразования предметов.

Заметим, что освоение деятельности неизбежно связано с присутствием мотива. Вне мотива нет деятельности. Мотив запускает деятельность. Б.К. Неворотов по этому поводу отмечает: «Мотив выступает в качестве средства побуждения к деятельности, связанной с удовлетворением, отраженной в сознании субъекта потребности» [5, с. 76].

В содержание любого учебного предмета, в том числе и математики, включаются как основные научные понятия, факты, законы, методы, теории, так и виды деятельности, с помощью которых осуществляется процесс познания.

Деятельность осуществляется посредством шагов, называемыми действиями.

Так, например, видами действий, используемых при формировании математических понятий являются: действие распознавания, действие подведения под понятие. Действие подведения под понятие состоит из следующих компонентов: указание системы необходимых и достаточных свойств объектов данного класса; установление, обладает ли данный объект выделенными свойствами или не обладает; заключение о принадлежности объекта к данному понятию.

Видами деятельности при решении задач являются: восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи; анализ условия задачи; воспроизведение или восполнение необходимых для решения знаний; прогнозирование процесса поиска и его результатов, формулирование гипотезы; составление плана решения; попытка решения задачи на основе известных способов; переконструирование плана решений, нахождение нового способа; решение задачи новым способом; проверка решения, оценка рациональности и эффективности выбранного варианта решения; введение полученного знания (способа) в имеющиеся у обучающегося систему знаний, представлений, отношений; выход на новые проблемы.

При обучении счету видами деятельности являются: счет перебором; определение количества предметов; арифметические операции с количествами; группировка; работа с таблицами; работа на счетах; выполнение арифметических действий в столбик и т. д.

Регулятивные действия (одна из групп универсальных учебных действий) обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Но, заметим, что перечисленные в новых ФГОС формируемые у обучающихся компетенции и компетентности трактуются, без обсуждения тех конкретных навыков деятельности и реальных умений, которые должны при этом формироваться у них.

Впереди предстоит большая работа по определению адекватных видов деятельности тем или иным компетенциям и компетентностям, обозначенных в ФГОС.