В настоящее время авторы не отличаются единым мнением в отношении функций контроллинга, отмечая при этом развитие функций с генезисом самого контроллинга. Большинство авторов (Ивашкевич В.Б., Воронин В.П., Пич Г., Шерм Э., Виноградов С.Л., Лабзунов П. и др.) признают за контроллингом функции контроля, сервисную и координирующую.
Подводя итоги исследованию функций контроллинга, можно сделать следующие выводы. Различные исследователи выделяют около двух десятков функций контроллинга, таких как сервисная, управляющая, координирующая, учетная, информационно-аналитическая, навигационная, специальная, методологическая, функция внутреннего контроля, планирования, рациональности, мониторинга, организации, поддержки управления, выяснения и документирования, структурирования и доступности.
Функции контроллинга в корпорациях
Основное содержание функций контроллинга |
Источники |
1 |
2 |
Сервисная функция |
|
1. Представление необходимой информации для управления [5]. |
Ивашкевич В.Б. |
2. Поставка информации менеджером... для реализации современных стилей управления – делегирования полномочий, управления по целям[4] |
Дайле А. |
3. Создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием. Информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений [1]. |
Данилочкина Н.Г. |
4. Поддержка процесса принятия решений [6]. |
Карминский А.М. |
5. Подготовка и текущая актуализация информационной картины для выполнения функций управления, то есть информационная поддержка управления [3]. |
Воронин В.П. |
Управляющая функция |
|
1. Методология принятия решений и их координации [5]. |
Ивашкевич В.Б. |
2. Реализуется с использованием данных анализа отклонений, величины покрытия, и общих результатов деятельности. Эта информация необходима для принятия тактических (оперативных) и стратегических решений. |
Попова Л.В. и др. |
4. Отслеживание, корректировка и оценка степени достижения целей. Постоянный контроль за достижением поставленных целей. Выявление отклонений и проведение мероприятий по их устранению [7]. |
Петрусевич Н. |
Продолжение таблицы |
|
1 |
2 |
Координирующая функция |
|
1. Координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия [1]. |
Данилочкина Н.Г. и др |
2. Увязка процессов планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации [6] |
Карминский А.М. и др. |
3. Обслуживание стратегических звеньев управления (присуща стратегическому контроллингу) [9]. |
Шеффер У. |
4. Интеграция процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования [10]. |
НК «Объединение контроллеров» |
5. Обеспечение действий, направленных на целевое управление – «управление управлением» |
Лабзунов П., Попов Р. |
Функция внутреннего контроля |
|
1. Контроль экономичности работы подразделений и организации в целом [5]. |
Ивашкевич В.Б. |
2. Признание роли рефлексии, дающей возможность более точно определить границы контроллинга. Оперативное устранение отклонений и корректировка планов [3]. |
Воронин В.П, Подмолодина И.М. |
3. Контроль экономической работы как организации в целом, так и ее структурных подразделений. Внутренняя система контроля, внутренняя ревизия. |
Попова Л.В. и др. |
4. Контроль намерений, согласование решений внутри каждой и между всеми управленческими функциями [8]. |
Пич Г., Шерм Э. |
5. Обеспечение достоверности учетных данных, не подменяя учет [2]. |
Виноградов С.Л. |
6. Обсуждение результатов анализа отклонений с ответственными должностными лицами. Разработка альтернатив при недостижении поставленных целей. Разработка внутренней методологической документации [7]. |
Петрусевич Н. |
Функция планирования. |
|
1. Разработка наиболее рентабельного бизнес-плана. Обоснованное стратегическое планирование [3]. |
Воронин В.П. |
2. Планирование инвестиций, финансов, бюджетирование, планирование прибыли. |
Попова Л.В., Испакова Р.Е. |
3. Консультационное содействие при постановке стратегических и оперативных целей. Составление общего плана развития компании. Координирование и управление ходом процесса планирования в компании [7]. |
Петрусевич Н. |
Учетная функция |
|
1. Формирование достоверной финансово-отчетной информации о деятельности предприятия [3]. |
Воронин В.П. и др. |
2. Сбор и обработка информации, включая ее оценку и интерпретацию; разработка и ведение системы внутреннего учета; унификация методов и критериев оценки деятельности предприятий и подразделений. |
Власова Л. |
Информационно-аналитическая функция |
|
1. Эффективное применение программного продукта для обеспечения сбора, обработки, анализа и прогноза финансово-хозяйственной информации. |
Подмолодина И.М. и др. |
2. Представление информации (функция присуща оперативному контроллингу) [9]. |
Шеффер У. |
Функция рациональности |
|
Обеспечение рационального управленческого процесса |
Данилочкина Н.Г. |
Специальные функции |
|
Предвидение действий конкурентов. Разработка наиболее конкурентоспособного товара. Завоевание рынков сбыта. |
Подмолодина И.М. |
Функция мониторинга |
|
Контроль равновесия показателей «прибыль – затраты». |
Анискин Ю.П. |
Навигационная функция |
|
Грамотное измерение ресурсов и результатов |
Фалько С.Г. |
Функция по поддержке управления |
|
Подготовка и текущая актуализации информационной картины для выполнения функции управления [8]. |
Пич Г., Шерм Э. |
Методологическая функция |
|
Разработка системы ключевых показателей эффективности, методологии планирования и учета, участие в разработке учетной политики, системы материального стимулирования [2]. |
Виноградов С.Л. |
Функция организации |
|
Сбор, измерение, анализ и интерпретация плановых и отчетных данных, а также внешней и внутренней информаций [10]. |
НК «Объединение контроллеров» |
Окончание таблицы |
|
1 |
2 |
Функция выяснения и документирования |
|
Создание концепции управления компанией в долгосрочной перспективе. Формирование основных принципов деятельности. Построение информационной системы отчетности [7]. |
Петрусевич Н. |
Функция структурирования |
|
Разработка организационных систем и бизнес-процессов [10]. |
НК «Объединение контроллеров» |
Функция доступности |
|
Обеспечение прозрачности, понятности и объективной интерпретации полученных результатов [10]. |
НК «Объединение контроллеров» |
Наибольшее количество авторов (Ивашкевич В.Б., Воронин В.П., Пич Г., Шерм Э., Дайле А., Карминский А.М. и др.) отождествляют контроллинг с такими функциями как сервисная функция и функция внутреннего контроля. Под сервисной функцией контроллинга при этом понимается информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений и управления предприятием. Функция же внутреннего контроля состоит в составлении сводной управленческой отчетности, оперативном устранении отклонений и корректировке планов по всем структурным подразделениям и организации в целом.
Ряд авторов (Данилочкина Н.Г., Анискин Ю.П., Власова Л., Лабзунов П., Попов Р., Петрусевич Н.) наделяют контроллинг такими функциями как координирующая, управляющая и функция планирования. При этом под координацией в контроллинге понимается увязка процессов планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации, а также координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия. Суть управляющей функции заключается в отслеживании, корректировке и оценке степени достижения целей организации. В свою очередь функция планирования это – консультационное содействие при постановке стратегических и оперативных целей, а также составление и координация общего плана развития компании.
Некоторые авторы отмечают у контроллинга (Виноградов С.Л., Подмолодина И.М., Воронин В.П.) учетную и информационно-аналитическую функции, понимая под ними сбор и обработку информации, разработку и ведение системы внутреннего учета, унификацию методов и критериев оценки деятельности предприятий и подразделений.
Следует отметить выделение некоторыми авторами специфических функций контроллинга, таких как навигационная – грамотное измерение ресурсов и результатов (Фалько С.Г.), структурирования – разработка организационных систем и бизнес-процессов (НК «Объединение контроллеров»), рациональности – обеспечение рационального управленческого процесса (Данилочкина Н.Г.) и другие.
Исследуя генезис функций контроллинга и их современную интерпретацию, можно выявить неотъемлемую связь сущности и содержания основных функций контроллинга с генезисом его концепций. На разных исторических этапах происходило расширение и углубление функций контроллинга, посредством чего обеспечивалась все большая интеграция, координация, взаимодействие и взаимопроникновение различных областей знаний, – менеджмента, учета, контроля, анализа. Так, расширение функций контроллинга сопровождается изменением и развитием его основных концепций: от ориентации на управленческий учет, через формирование информационно-аналитической системы до координации процесса управления и принятия управленческих решений. С каждым этапом развития контроллинга мы видим зарождение новых функций и расширение уже имеющихся, более глубокое их проникновение во все аспекты производственно-хозяйственной деятельности организации.