Целью данного исследования стало создание учебного издания – учебного пособия для студентов факультета педагогики и психологии, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование», а также для аспирантов и практических работников.
Происходящие в российском образовании трансформации обусловили необходимость качественных изменений в деятельности педагогов. Современное общество нуждается в педагоге-исследователе, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационном процессе ДОУ, готовом компетентно решать исследовательские задачи.
Доктрина адаптивного воспитания человека начинает исчерпывать свой потенциал. Идущая ей на смену доктрина критического творчества побуждает к нововведениям, способствующим позитивному преобразованию мира. В связи с этим актуализируется проблема подготовки широкого круга лиц, способных воспитывать молодое поколение в контексте идей опережающего развития.
Цель учебного пособия – методическое обеспечение учебного курса, помощь студентам и практическим работникам в организации инновационной деятельности ДОУ.
Учебное издание состоит из 6 разделов. В первом разделе представлена учебная программа курса, ее цель и задачи, распределение часов курса по темам и видам работ, основные понятия.
Второй раздел раскрывает методологические основы инновационной деятельности. Термины «инновация», «инновационный процесс» в отечественной педагогической литературе почти не употреблялись. Сегодня ситуация изменилась. Трактовка содержания этих терминов разных работах существенно отличается, однако они уже используются весьма широко. Многие исследователи (В.С. Лазарев, Б.М. Мартиросян и др.) считают, что это свидетельствует об интенсивном становлении новой научной дисциплины – педагогической инноватики. В разделе раскрываются причины развития отечественной педагогической инноватики, типы нововведений, структура инновационного процесса.
Третий раздел посвящен организации инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении: выбор направления инновационной деятельности, разработка программы инновационной деятельности, ее этапы.
В четвертом разделе характеризуются нововведения в содержании дошкольного образования. Типы нововведений группируются по следующим основаниям.
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
– в содержании образования;
– в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
– в управлении ДОУ.
2. По масштабам (объему) преобразований:
– частные, единичные, не связанные между собой;
– модульные (комплекс частных, связанных между собой);
– системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу:
– усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
– новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
– радикальные инновации.
4. По отношению к предшествующему:
– новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
– прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
– освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
– ретровведение – освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного образования.
В разделе дается характеристика содержания вариативных образовательных программ ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В пятом разделе представлены инновационные образовательные технологии: использование портфолио в работе с детьми дошкольного возраста; проектирования в образовательной работе; инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Шестой раздел посвящен вопросам оценки эффективности образовательного процесса в инновационном ДОУ. Эффективность работы учреждения измеряется рядом параметров:
– объективное продвижение детей, суммарные показатели динамики их развития по определенным критериям;
– личностный и профессиональный рост воспитателей, педагогов, выявляемый в результате самооценки, экспертной оценки, анализа основных направлений деятельности, результатов практической работы с детьми;
– выявление эффективности деятельности всех структурных блоков педагогической системы по определенным параметрам. В основе эффективной деятельности ДОУ как целостного образовательного учреждения лежат следующие параметры:
– успешность овладения детьми содержанием базовых программ и программ дополнительного образования;
– эффективность оздоровительных, профилактических и корригирующих программ для детей;
– целостное развитие ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды;
– повышение квалификации всех специалистов ДОУ, их направленность на гуманизацию воспитательного процесса;
– позитивное отношение к деятельности ДОУ всех участников образовательного процесса;
– ориентированность родителей на конструктивные партнерские взаимоотношения со специалистами, гармонизация отношений в обществе, использование на практике идей социального партнерства.
Суть основных разделов представлена в таблицах, схемах, которые иллюстрируют узловые вопросы курса.
Пособие хорошо структурировано, содержит все необходимые элементы: основное содержание, глоссарий, банк тестовых заданий, которые помогут студентам закрепить основные понятия курса, выстроить собственный образовательный маршрут.
Рецензенты: Моисеева Л.В. – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой естествознания и методики его преподавания Уральского государственного педагогического университета, Чумичева Р.М. – доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии Южного Федерального университета.