Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и походам. Ее главная отличительная особенность - приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся и их родители согласовано решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье подрастающего поколения.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в настоящее время в системе образования, им были выделены несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы: медико-гигиенические технологии (МГТ), физкультурно-оздоровительные технологии (ФОГ), экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), технологии обеспечения безопасности и жизнедеятельности (ТОБЖ), здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) [3].
В ходе опытно-экспериментальной работы (1999 - 2001гг.)[1], проведенной на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад «Хрусталик» и средних общеобразовательных школ № 3 №20 (г. Абакан) были использованы еще две подгруппы, традиционно реализуемых вне школы и предназначенные не столько для учащихся, сколько для их родителей и самих педагогов: социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии (САЛТ) и лечебно-оздоровительные технологии. В ходе исследования было установлено, что грамотное использование здоровьесберегающих методик положительно влияет и на личностные характеристики участников образовательного процесса. Для педагога осознание ценности здоровья становится системообразующим фактором, побуждающим вести здоровый образ жизни, уважать личность ребенка и, в конечном счете, гармонизировать образовательный процесс. У детей проявились такие важные качества, как самооценка и ответственность, критичность по отношению к себе, удовлетворенность успехами. Результат совокупного воздействия на учащихся всех здоровье сберегающих технологий оценивался с помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики и мониторинга здоровья учебного учреждения. Подобная схема интересна в практическом применении при ее частичном переносе для моделирования здоровье сбережения в условиях дошкольного образования и рассматривалась при построении схемы здоровье сберегающего пространства детский сад - школа - семья.
Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной работы было установлено, что использование здоровьесберегающих технологий не только обогащает возможности формирования у детей адаптационных механизмов к учебной деятельности, но и строят более теплые взаимоотношения между собой и с педагогами
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Золотухина И.П. Золотухина И.П., Анафьянова Т.В., Ольгин И.И Сохранение здоровья подрастающего поколений в едином здоровьесберегающем пространстве: семья-детский сад-начальная школа / И.П. Золотухина, Т.В. Анафьянова, И.И. Ольгин: - Абакан: Издателство ГОУ ВПО «ХРИПК и ПРО» «РОСА», 2008. - 216 с.
- Колбанов, В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов. - СПб.: ДЕАН, 1999. - 232 с.
- Смирнов, Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов // - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
[1] Материалы диссертационного исследования И.П. Золотухиной.