Анатомия человека, как одна из морфо-функциональных дисциплин, требует серьезного подхода в медицинских вузах. В связи с новыми государственными стандартами возрастает значение самостоятельной работы.
Самостоятельная индивидуальная работа студентов (СИРС) слагается из аудиторной части (практические занятия, изготовление и демонстрация образцовых анатомических препаратов, моделей, симуляционных препаратов, муляжей, схем, таблиц, стендов и т.д.) и внеаудиторной индивидуальной работы (посещение музея, библиотеки, составление курсовых работ и их защита, подготовка образцов, литературы по темам и рефератов с использованием интернета, участие в деловых играх, КВН, участие в СНО, УИРС и т.д.).
СИРС предполагает:
1) повышение интереса к обучению и его мотивации, самостоятельное препарирование важнейших органов, сосудов, нервов, мышц тела человека;
2) самостоятельное добывание знаний;
3) анализ рентгеновских, УЗИ и КТ снимков;
4) решение анатомических викторин, ситуационных задач, проблемных вопросов и кроссвордов;
5) организацию соревнований между студентами с целью повышения имиджа предмета;
6) расшифровку морфологических закономерностей с учетом структуры, функций и экологических воздействий;
7) творческое и индивидуальное развитие мышления;
8) выполнение иусвоение практических навыков;
9) анализ и синтез анатомических, функциональных и прикладных аспектов конституции тела человека;
10) выявление, исследование и мотивацию «горизонтальных» и «вертикальных» связей анатомии человека со смежными дисциплинами на весь период обучения в медвузе (физиология, патология, гистология, оперативная хирургия, внутренние болезни, хирургия, рентгенология, педиатрия, акушерство, гинекология, стоматология и т.д.).
Формы и методы проведения СИРС по анатомии человека в России, странах СНГ и дальнего зарубежья вариабельны.
При проведении лекционных, практических и самостоятельных занятий необходимо создавать условия, чтобы сам студент работал над собой. Наряду с этим обновляем методические указания, планы, вопросы, издаем конспекты лекций и другую учебно-методическую литературу в помощь студентам. К сожалению, и у нас до сих пор около 20-30% студентов всех факультетов не посещают музей регулярно, самостоятельно не препарируют, мало интересуются препаратами, хотят заниматься дома около телевизора, под музыку. По нашему глубокому убеждению, такие студенты занимаются самообманом, конечно, такое положение создают социально-политические, экономические и криминогенные обстоятельства, падение культа учебы, труда и престижа профессии врача, учителя и работников культуры, низкая зарплата и социальная незащищённость. Такое отношение к науке, сферам образования, культуре, здравоохранению, студенчеству в будущем будет иметь негативные последствия в государственном плане.
Тем не менее, нам, вузовским работникам, необходимо искать и предлагать новые научно-методические приемы, организационные формы и методы, пути активации самостоятельной работы студентов как ведущего звена в современном обучении и при переходе к рынку.
При СИРС необходимо заниматься по трупам, препаратам в музее кафедры, на естественных препаратах и ни в коем случае только по голым компьютерам и текстам. Занятия на компьютере без анализа и демонстрации анатомических препаратов – это голый техницизм, пустая и бездарная трата учебного времени. Это очень вредно. Отмена практических умений, навыков – это серьезный удар по анатомической подготовке студентов и врачей. ФГОС-3 требует высокой компетенции студентов.
Еще в далекие годы основатель и открыватель большого круга кровообращения (1628) английский ученый В. Гарвей писал и призывал: «Анатомы должны учиться и учить не по книгам, а препаровкой, не из догматов учености, но в мастерской природы».